29 марта 2009, 00:06

Суфизм

Мистико-аскетическое течение в исламе. Название происходит от арабского "суф" - шерсть. Дело в том, что аскеты-отшельники, мистики носили грубое шерстяное одеяние. Суфизм начал формироваться в середине 8 - начале 9 в. Для ранних суфиев был характерен культ бедности, стойкое перенесение страданий и лишений, строгое следование предписаниям Корана и сунны, многократные дополнительные молитвы и посты, отказ от сотрудничества со светскими властями, глубокие размышления над кораническими текстами и стремление вскрыть истинные мотивы человеческих поступков. В их проповедях звучали мотивы бескорыстной любви к Аллаху, страстное желание сблизиться с ним. В 9 в. появляется ряд суфийских школ, разрабатывавших мистический "путь" к Богу, переходя который суфий очищается от "мирской скверны" и сближается с божеством. С 11-12 вв. широкое распространение получает институт "учитель-ученик" (шейх, муршид - мюрид) с его системой религиозно-духовных упражнений и практики (уединение, посты, радения). В конце этого периода возникают суфийские братства (ордена), которые быстро распространяют свое влияние на мусульман в различных районах исламского мира.

Учение суфизма требовало полного подчинения членов братств наставнику не только в религиозных вопросах, но и в светских. Это способствовало невиданному росту авторитета наставников в глазах мусульман, и крупнейшие суфийские учителя стали почитаться как "святые". К их могилам стали организовывать паломничество верующих. Сложился целый культ суфийских "святых". Суфийские мотивы нашли широкое отражение в произведениях многих выдающихся арабских, тюркских, но особенно персоязычных поэтов - Джалаладдина Руми, Саади, Дехлеви, Хафиза, Джами, Ниязи и др. Из 12 так называемых материнских братств, давших многочисленные ответвления, наиболее распространенными стали кадирия и накшбандия. Братство кадирия, по своим воззрениям в основе своей суннитское, проповедовало отказ от всего мирского ради приближения к Богу, безграничное милосердие к ближним, смирение и полное подчинение муршиду. Отличается своим громким коллективным зикром - ритуалом громкого прославления Аллаха, совершаемым по особой формуле и сопровождаемым определенными телодвижениями. Для братства накшбандия характерны отказ от аскетизма, обязательность вступления в контакт с государственной властью в целях влияния на ее политику в интересах мусульманских масс, тихий зикр, т. е. прославление Аллаха сердцем.

Несмотря на то что для суфизма характерна проповедь смирения и терпения, он нередко становился знаменем борьбы угнетенных против угнетателей, а в 19-20 вв. в ряде стран - идеологией национально-освободительных движений, носивших антиколониальную направленность. На территорию нынешней России суфизм стал проникать еще в 12 в. в Дагестан (позже - в другие районы Северного Кавказа), в Поволжье - в 18 в. И если в Поволжье его влияние существенно ослабло еще в досоветские времена, то на территории Северного Кавказа (особенно среди чеченцев, ингушей и дагестанцев) оно сохранялось довольно прочно. Преследования царских властей и советского режима (особенно депортация чеченцев и ингушей в годы Великой Отечественной войны) способствовали усилению позиций суфизма.

На Северном Кавказе в настоящее время функционируют братства накшбандия и кадирия, имеющие сотни мюридских общин. Проникновение в регион в последнее десятилетие ваххабитского течения; в исламе (через деятельность зарубежных миссионеров, особенно из Саудовской Аравии и возвращающихся с учебы в мусульманских странах молодых религиозных деятелей), выступающего за возвращение к первоначальному исламу, создает напряженную обстановку в жизни религиозных организаций. Ваххабиты решительно осуждают высокопочитаемый последователями суфизма культ святых, объявляя его проявлением многобожия, нарушающим основополагающий принцип ислама - последовательный монотеизм. Как недозволенное нововведение воспринимается ими и главный элемент суфийской практики - зикр. В свою очередь, члены мюридских общин рассматривают такую позицию ваххабитов как посягательство на традиционно исповедуемую ими "религию истины" - ислам. В ситуации, когда функционировавшее ранее Духовное управление мусульман Северного Кавказа, вносившее своей деятельностью элемент стабильности в религиозную жизнь мусульман, распалось, борьба между членами суфийских братств и ваххабитами имеет тенденцию к обострению.



Источники:
  • Религии народов современной России: словарь. ? М., 1999.

  • Знаешь больше? Не молчи!
    Lt feedback banner
    Лента новостей

    31 мая 2016, 12:48

    31 мая 2016, 12:45

    • Следствие отказало Эскерханову в переводе дела на чеченский

      Темирлан Эскерханов первым из пяти обвиняемых по делу Немцова завершил ознакомление с собранными следствием доказательствами. Подписать протокол ознакомления с материалами он не стал, потребовав перевести все тома на чеченский язык. Следственные органы отказали Эскерханову в данном требовании.

    31 мая 2016, 12:36

    31 мая 2016, 12:18

    31 мая 2016, 12:13

    Архив новостей