Римско-католический приход святого Апостола Симона Канонита в Сухуме, 20 января 2011 года. Фото "Кавказского узла"

21 января 2011, 06:50

Религиозным общинам Абхазии в бессрочное пользование будет передано 44 храма

Правительство Абхазии передаст местным религиозным организациям в безвозмездное бессрочное пользование объекты историко-культурного наследия. Абхазской православной церкви будет передано 42 храма, католической общине Абхазии – римско-католический приход римско-католической церкви святого Апостола Симона Канонита в Сухуме, Евангелистской лютеранской церкви – кирха святого Иоанна также в Сухуме.

Как уточнил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" начальник управления историко-культурного наследия Абхазии Демур Бжания, все эти объекты переданы не в собственность, а в безвозмездное бессрочное пользование. "Кроме этого, с религиозными общинами, которым переданы объекты, будут заключаться договоры, определяться охранные зоны. Поскольку все эти объекты являются памятниками историко-культурного наследия Абхазии", - отметил он.

По словам Бжании, инициатива передачи объектов принадлежит Абхазской православной церкви, обратившейся с соответствующим письмом в правительство. Затем этот вопрос обсуждался на собрании научно-методического совета в управлении историко-культурного наследия Абхазии.

"Православная церковь хотела, чтобы ей передали более 80 памятников, но мы решили передать те объекты, которыми сегодня пользуются, и те, что были построены в начале ХХ века обществом по распространению христианства в Абхазии. Древнейшие объекты не передаются", - пояснил Демур Бжания.

Лютеранская церковь

Католики и лютеране Абхазии приветствуют решение правительства. "Это мудрое и правильное решение, за что мы благодарны руководству республики", - сказал в интервью корреспонденту "Кавказского узла" председатель церковной общины Евангелистской лютеранской церкви Лаврентий Гарт, возглавляющий также немецкую общину Абхазии.

По его словам, Лютеранская церковь в Сухуме была отреставрирована и реконструирована в 1999 году, и с тех пор богослужения проводятся в благоустроенном помещении. Затраты на реставрацию составили 60 тысяч долларов США.

"Помощь церкви оказывает региональная лютеранская церковь, находящаяся в Грузии, которая получает спонсорскую помощь из Германии. Раз в 2-3 месяца в Сухум приезжает Епископ и проводит богослужения. В Сухуме же есть свой проповедник, который проводит каждое воскресенье службу в церкви. Это - Михаил Шлегельмильх. Он окончил Петербургскую теологическую семинарию евангелическо-лютеранской церкви, и в этом году планирует сдать выпускные экзамены и написать диплом", - поделился подробностями Гарт.

В церковную общину входит около 50 человек. По словам Гарта, до войны в Абхазии проживало 84 немца, однако во время грузино-абхазского вооруженного конфликта 1992-93 годов и после него многие вынуждены были уехать из-за тяжелого материального положения.

Лютеране в Абхазии тесно общаются с католиками и баптистами. Иногда проводятся совместные богослужения.

Католическая церковь

В Римско-католическом приходе римско-католической церкви святого апостола Симона Кананита в Сухуме ежедневно проводится служба. По словам священника Петра Ваинара, католические церкви есть по всему миру, и они помогают друг другу, не обделяя при этом католиков в Абхазии.

"Если какая-то церковь в лучшей ситуации, она помогает той, которая нуждается в помощи, и которая переживает сложные времена, - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" священник. – Мы с настоятелем церкви Ежи Пилуссом ездим по приходам в других странах и собираем там помощь для нашей церкви, поскольку она нуждается в ремонте".

Небольшой католический храм был построен в Сухуме в 1908 году. С момента установления советской власти в 1921 году до 1993 года в нем находился государственный архив. В 1994 году уже после окончания грузино-абхазской войны помещение было возвращено католикам в качестве церкви.

"До этого к нам приезжали священнослужители из Сочи, и месса вплоть до глубокой осени проводилась на улице. А когда нам вернули здание, был сделан косметический ремонт, и церковная жизнь возродилась, - отметила в интервью корреспонденту "Кавказского узла" прихожанка Софья Инглизян. - Для нас была такая радость, когда после войны в апреле 1994 года по телевизору объявили, что собирают всех католиков Абхазии. С тех пор мы регулярно ходим на службу. Раньше было очень много детей, приходивших в церковь, здесь даже была воскресная приходская школа, но многие потом разъехались – кто учиться, кто семьями из-за тяжелого материального положения. Тем не менее среди прихожан немало молодежи".

В настоящее время католическая община Сухума состоит из 80 человек. Большинство из них составляют армяне и поляки. Существуют немногочисленные группы католиков в Гагре и Пицунде. В Сухуме постоянно проживает католический священник Ежи Пиллас. Абхазию не раз с официальным визитом посещал папский нунций Гуджеротти, который встречался с руководством республики.

Помимо православной, католической и лютеранской религиозных общин, в Абхазии существуют мусульманская, баптистская общины, а также общества адвентистов, пятидесятников, ряд небольших церквей, объединенных в Ассоциацию евангелических христиан, Армянская апостольская церковь. Поскольку в Абхазии до сих пор нет закона о религии, религиозные общины не могут зарегистрироваться в Министерстве юстиции.

"Но большинство из них контактирует с властными структурами, и мы в курсе их деятельности", - заверил корреспондента "Кавказского узла" уполномоченный кабинета министров по делам религии Резо Кация

Однако есть еще ряд общин, которые ограничивают контакты с властями, в том числе и религиозная организация Свидетелей Иеговы, а также отдельные баптисты и пятидесятники.

Что касается мусульман, то по сведениям Кации, они молятся в импровизированных мечетях в Сухуме и Гудауте, хотя Духовное управление мусульман Абхазии неоднократно ставило вопрос о выделении земельного участка под строительство мечети.

По его мнению, в Абхазии должна быть мечеть, несмотря на то, что в республике исповедующих ислам не так много. "Абхазский народ в силу исторических обстоятельств оказался разделенным, и большая часть сегодня проживает в мусульманских странах – Турции, Сирии, Иордании, и соответственно, они на 80% считают себя мусульманами. Многие из них часто посещают свою историческую родину, кто–то возвращается сюда навсегда", - обратил внимание уполномоченный.

Что касается Свидетелей Иеговы, то эта религиозная организация после окончания грузино-абхазской войны была запрещена на территории республики указом президента. Но кроме этого указа нет никаких законных оснований для запрещения деятельности Свидетелей Иеговы в Абхазии.

"Иеговисты в запрете потому, что они против службы в армии, и немалое количество молодых людей из-за этого отказываются идти в армию. А это значит, что они подрывают тем самым нашу обороноспособность", - высказал позицию властей Кация.

Сами Свидетели Иеговы, как подчеркивается на их официальных сайтах в Интернете, относятся с уважением к государственной власти в целом. "Быть примерными гражданами — наша христианская обязанность, - сказано на официальном сайте Свидетелей Иеговы в РФ. - И лишь в редких случаях, когда требования правительства прямо противоречат Божьим заповедям, мы следуем принципу «кесарево кесарю, а Божие Богу»". "Мы политически нейтральны и равно уважительны ко всем народам и странам", - утверждают верующие. Также Свидетели Иеговы, по их словам, не отказываются отдавать долг государству в виде альтернативной гражданской службы.

Еврейская община

Отметим, что довольно активна в Абхазии еврейская община. В 1997 году здесь была создана Еврейская община "Шалом" (Мир вам). Ее председатель Борис Аболенский проинформировал корреспондента "Кавказского узла", что в настоящее время община объединяет около 100 человек.

"До грузино-абхазской войны в Абхазии было до 3000 евреев, однако большинство из них уехало. В основном в Израиль. Во время войны их вывезли тремя самолетами и на пароходе. Остались где-то 100 человек, в основном люди пожилого возраста, которые по каким-то причинам не смогли выехать, - обрисовал ситуацию Аболенский. – Евреи уезжали из Абхазии вплоть до 2000 года".

Оказавшимся в непростых послевоенных условиях евреям большую помощь оказывали общественные организации из России. До сих пор оказывает гуманитарную помощь евреям Абхазии Всемирная организация "Джоинт", филиал которой располагается в Ростове. По словам Аболенского, оттуда ежемесячно поступают продовольственные посылки и деньги для самых бедных на одежду и обувь, и даже на ремонт квартир.

"Помощь евреям Абхазии оказывал и раввин города Сочи, благодаря которому из Израиля на праздник Пейсах доставляли нам мацу. Члены общины могут также отмечать и другие праздники, которых в году семь, поскольку и на их проведение присылаются финансовые средства, - говорит председатель "Шалом". – В последние пять лет некоторые евреи стали возвращаться из России в Абхазию. В общине уже появились молодые люди, которые обзавелись семейством, и там где-то 10 детей разного возраста".

Аболенский с удовлетворением констатировал, что Еврейское общество "Шалом" уже официально входит в Ростовский филиал организации "Джоинт" благодаря признанию Абхазии Россией.

Что касается синагоги, то, по утверждению председателя общины, сухумская синагога в свое время была одной из лучших в СССР. Ее построили грузинские евреи, а после грузино-абхазской войны администрация Сухума передала здание в собственность Еврейской общины.

"Благодаря "Джоинт" и разным спонсорам в синагоге удалось починить крышу, сделать ремонт, в том числе в комнате для проведения разных праздников. Но самое главное, что увеличилось число членов общины. В нее входят не только евреи, но и люди из смешанных браков. Благодаря этому жизнь в общине оживилась", - подчеркнул Аболенский. По его словам, ансамбль "Шалом" Еврейской общины ежегодно участвует в фестивале национальных культур Абхазии.

Напомним, что президент Абхазии Сергей Багапш распорядился создать межрелигиозный совет, в который войдут представители всех традиционных конфессий.

Большинство населения Абхазии составляют христиане. Согласно опросам 2003 года, 60 процентов опрошенных жителей Абхазии назвали себя христианами, 16 процентов - мусульманами, три - приверженцами абхазской религии, пять - язычниками, восемь - атеистами, два - приверженцами прочих конфессий и шесть процентов затруднились  с ответом. По данным Wikipedia.org, в Абхазии сейчас несколько десятков православных храмов, пять действующих языческих святилищ, две действующие мечети и одна синагога.

Автор: Анжела Кучуберия; источник: корреспондент «Кавказского узла»

Знаешь больше? Не молчи!

Lt-feedback_banner

23 октября 2014, 11:22

23 октября 2014, 11:17

23 октября 2014, 10:00

23 октября 2014, 09:26

  • 2 Управление Росреестра по Дагестану возглавил Ризван Булатов

    Исполняющим обязанности руководителя дагестанского управления Росреестра назначен Ризван Булатов, прежний руководитель ведомства Адам Амирилаев уволился по собственному желанию. Отставка Адама Амирилаева стала следствием проверок в Росреестре, считает обозреватель дагестанской газеты "Черновик" Магомед Магомедов.

23 октября 2014, 08:13

23 октября 2014, 07:02

23 октября 2014, 06:03

23 октября 2014, 04:38

23 октября 2014, 03:39

22 октября 2014, 23:44

  • Эксперты Абхазии и Грузии ожидают внесения существенных поправок в российско-абхазский договор

    Проект договора России и Абхазии о союзничестве и интеграции Грузией рассматривается как попытка аннексии региона и юридическое закрепление политического контроля над ним, отмечают грузинские эксперты. При этом абхазские эксперты расходятся в мнениях о том, насколько новый российско-абхазский договор ущемляет суверенитет Абхазии и нужно ли его широкое обсуждение. Однако обе стороны уверены, что договор будет подписан лишь с поправками.

Все новости

СОБЫТИЯ

Все события дня

ВЫБИРАЙТЕ ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ НЕДЕЛИ
Архив новостей