19 марта 2011, 18:35

В Грузии межрелигиозная группа пытается решить вопросы статуса конфессий и религиозной собственности

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Грузии второй месяц работает межрелигиозная группа, в которую вошли представители разных конфессий страны, юристы и депутаты грузинского парламента. Одной из главных своих задач участники группы считают решение вопроса религиозной собственности.

Этот вопрос упирается в проблему статуса религиозных конфессий в Грузии, так как из всех приходов в стране только Грузинская православная церковь обладает статусом юридического лица публичного права.

Вышла книга "О статусе религиозных объединений Грузии"

Как заявил корреспонденту "Кавказского узла" председатель ассоциации "21 век" Паата Гачечиладзе, его правозащитная организация выпустила книгу "О статусе религиозных объединений Грузии", в которой проанализированы положения грузинского законодательства и регистрации религиозных объединений, а также приведены обзоры законодательств в этой сфере стран Евросоюза и США.

Книга была подготовлена как информационный справочник для межрелигиозной группы, которая со 2 февраля работает над новыми проблемами религиозных объединений.

"В группу входят представители 11 традиционных конфессий Грузии, в том числе Грузинской православной, Армянской святоапостольской, католической и лютеранской церквей, а также представители местного исламского духовенства. Кроме того, мы включили в межрелигиозную группу представителей Министерства юстиции Грузии и депутатов парламента из комитета по делам по правам человека и юридического комитета", - рассказал Паата Гачечиладзе.

Первоочередными вопросами, по его словам, которые встали перед группой, являются вопросы о религиозной собственности на территории Грузии, а также вопросы о налоговых льготах и о служении в местах лишения свободы и в армии. Отметим, что Армянская святоапостольская, лютеранская и католическая церкви добиваются возврата нескольких храмов, принадлежавших им до социалистической революции 1917 года.

Гачечиладзе отмечает, что вопрос возврата собственности тесно связан с вопросом о статусе религиозных конфессий. Из всех приходов только Грузинская православная церковь обладает статусом юридического лица публичного права, "Адвентисты седьмого  дня", "Армия Спасения" и "Свидетели Иеговы" зарегистрированы только в качестве некоммерческих юридических лиц частного права, а остальные конфессии не проходят регистрацию и лишены любого статуса.

Такое положение, говорит Гачечиладзе, было связано с тем, что с 1997 по 2005 год для всех конфессий был предусмотрен единственный порядок прохождения регистрации в качестве юридического лица публичного права. Такие лица регистрировались по инициативе государства, и ими же контролировались. Например, к таковым относятся Национальный банк, Антимонопольный комитет и Грузинская православная церковь. В отношении других религиозных объединений грузинское государство не выдвигало инициативы о присвоении им статуса. В то же время, в Гражданском кодексе Грузии существовало положение, согласно которому, незарегистрированные религиозные объединения подлежали административному взысканию.

"Ситуация изменилась в 2004-2005 годах, когда были внесены поправки в Гражданский кодекс, и теперь религиозные организации Грузии могут зарегистрироваться как частные некоммерческие юридические лица. Сам процесс регистрации очень прост и дает довольно обширные права для религиозных объединений – они могут открывать банковский счет, владеть собственностью, нанимать рабочих, заключать договора с другими организациями, в том числе и государственными. При этом влияние государства фактически сведено к нулю. Государство может вмешаться только в двух случаях: если организация начнет заниматься коммерческой деятельностью или проповедовать ненависть, насилие, вражду и так далее", - рассказывает Паата Гачечиладзе.

Такой порядок регистрации религиозных объединений, считает собеседник, очень либерален: государство отказывается брать на себя функцию определять, какое объединение является религиозным, а какое – светским, коммерческим или политическим. "Так что объединения вправе сами указать при регистрации, что они являются религиозными", - отмечает Гачечиладзе.

Однако, говорит он, представители традиционных конфессий считают, что для них этот статус неприемлем.

"Дисбаланс между статусами"

Председатель Совета религиозных меньшинств Грузии при Народном защитнике Бека Миндиашвили заявил грузинским СМИ, что, на его взгляд, сам по себе порядок регистрации религиозных объединений не представляет проблемы.

"Проблема заключается в том, что представители армянской апостольской церкви, католической, лютеранской и нескольких других церквей говорят, что для них неприемлем статус НПО, потому что на самом деле они уже много веков действуют в Грузии и для них приемлем только статус лица общественного права", - заявил Бека Миндиашвили в эфире радио "Эхо Кавказа".

Проблема не в том, что существует какие-то вопросы и трудности в связи с регистрацией, а в том, что существует дисбаланс между статусом религиозных меньшинств и статусом Грузинской православной церкви (ГПЦ), отмечает Миндиашвили.

Отметим, что, действительно, дисбаланс весьма значителен: грузинская церковь обладает статусом юридического лица общественного права, который после 2004 года предполагает независимость организации от государства (хотя, изначально такие структуры, как ГПЦ, Центральный банк, антимонопольный комитет, грузинское статистическое агентство и были созданы по инициативе государства).

Более того, Грузинская православная церковь – единственная религиозная организация, роль которой отмечена в конституции страны. Наконец, между ГПЦ и государством был заключен конкордад – конституционный договор. Согласно этому договору, государство признает законными браки, заключенные Грузинской православной церковью, а, кроме того, именно в ведение ГПЦ отошли все культовые сооружения на территории Грузии, в том числе лютеранские, католические храмы и храмы армянской святоапостольской церкви.

Впрочем, представитель армянской святоапостольской церкви, священник тбилисской церкви Святого Георга Тернарек Кушиан считает, что на самом деле не имеет значение, какими правами обладает Грузинская православная церковь. Главное, по его мнению, чтобы были защищены права других приходов.

"У Грузинской церкви есть особый статус, и она имеет на это право, потому что она национальная, историческая церковь в этой стране. Но есть церкви, которые 15 веков действуют в Грузии, есть такие, которые действуют 10 веков, 2 века, а есть и такие, которые действуют 20 лет. Я думаю, что всех загонять под один закон тоже неправильно", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Тернарек Кушиан.

Юрист Грузинской православной церкви Закария Куцнашвили считает, что на самом деле, вопрос о статусе неверно толкуется лидерами других конфессий, и в статусе некоммерческих организаций нет ничего крамольного для религиозных объединений. "Речь идет всего лишь о правовом статусе, который подразумевает под собой совокупность прав и обязанностей, которые берут на себя те или иные объединения", - заявил Закария Куцнашвили корреспонденту "Кавказского узла".

Тернарек признает, что вопрос о статусе следует задавать не ему, а юристам. В то же время он говорит, что опасается того, что, приняв статус некоммерческого юридического лица, армянская церковь потеряет возможность претендовать на церкви, принадлежавшие ей до 1917 года.

"Если мы зарегистрируемся как НПО, то кто эти храмы нам вернет? Нам скажут: вы армянская святоапостольская церковь, которая зарегистрировалась вчера или сегодня – так по какому праву вы претендуете на храмы, построенные за 15 веков до вашей регистрации? Мы перестанем являться правопреемниками этого наследия", - говорит Тернарек Кушиан.

Три способа взаимодействия церкви с государством

Как рассказывает Паата Гачечиладзе, при работе над книгой "О регистрации религиозных объединений" эксперты выявили три основных способа взаимодействия между церковью и государством: строгий секуляризм, как во Франции и Голландии; смешанная система, при которой государство взаимодействует в той или иной степени с самыми многочисленными конфессиями, и "Пирамидальная система", при которой одна религия является государственной, и обладает многими правами.

"Ели взять страны, где действует государственная религия – это Дания, Норвегия, Британия, Финляндия, не говоря уже о Греции и Мальте – то там есть доминирующая церковь, которая фактически является частью государства, а статус остальных – это некоммерческая, неприбыльная организация", - говорит Паата Гачечиладзе.

Он отмечает, что есть элементы дифференциации прав в европейских государствах. "То есть существуют базовые, неотъемлемые права у всех религиозных объединений: безопасность, право печатать свою литературу, отправлять культы и другие. Но, исходя из важности той или иной религии, эти права расширяются. И вдобавок разные религиозные организации получают материальные привилегии или налоговые льготы. Эта система действует в Италии, Испании, Португалии, Бельгии", - рассказывает Паата Гачечиладзе.  

По его словам, интересна также и форма деятельности католической церкви – она определяется межгосударственными договорами, которые Ватикан заключает с государством, где большинство населения являются католиками.

Свобода выбирать форму регистрации религиозных общин

В этом году возникло предложение предоставить католической, лютеранской, святоапостольской церкви и служителям ислама в Грузии возможность зарегистрироваться в качестве представительств международных или зарубежных религиозных организаций.

Юрист грузинской Патриархии Закария Куцнашвили считает, что выбирать форму регистрации должны сами лидеры религиозных общин.

"Большинство из них являются представительством других религиозных общин, которые есть в других странах. Поэтому от того, какую форму организации они изберут для ведения религиозной деятельности – как представительство, некоммерческое лицо или как незарегистрированное гражданское общество – они сам должны решить. Самое главное, что грузинское законодательство дает им широкую возможность", - отмечает Закария Куцнашвили.

Тернарек Кушиян в свою очередь согласился с тем, что форма представительства Армянской святоапостольской церкви даст больше гарантий вернуть храмы, которые уже подвергаются разрушению из-за старости. Но беда в том, по его словам, что ни закона, ни положений о представительствах религиозных объединений грузинский парламент так и не принял.

"Главное даже не статус. По моему глубокому убеждению, для того, чтобы решить вопрос о возврате собственности, достаточно просто один раз сесть за круглый стол и договориться", - считает Тернарек Кушиан.

Теолог Леван Абашидзе, однако, считает, что многие проблемы в этой сфере возникают из-за популистских намерений многих политиков.

"Я могу выразить только свое мнение: по-моему, наши политики пытаются быть в глазах избирателей хорошими православными и хотят таким образом пытаются поддержать свою православную церковь. И, к сожалению, они вот так понимают поддержку: что нужно предоставить православной церкви льготы, преимущества, и в данном случае мы говорим о статусе. У грузинской церкви очень высокий статус, а другим церквям предлагают лишь статус неправительственной организации", - заявил Леван Абашидзе в эфире радио "Эхо Кавказа".

"Впервые ГПЦ пошла на переговоры с другими религиями"

Паата Гачечиладзе указывает на то, что в советские времена тема религий была закрытой, и проблемы постепенно накапливались. За то же время в Европе взаимоотношения между церковью и государством выросли в новую область юриспруденции.

Однако, как считает Паата Гачечиладзе, грузинское общество миновало тот этап, когда нужно было договориться о создании рабочей группы, так как со 2 февраля эта группа уже начала действовать. Представители разных конфессий, а также председатель Совета религиозных меньшинств при омбудсмене Бека Миндиашвили отметили, что "впервые в истории представители ГПЦ сели за стол переговоров с представителями других религий".

"Это такая тема, которая не терпит грубого вмешательства государства, и эти вопросы следует решить в сотрудничестве с религиозными объединениями... Сегодня мы получили рабочую группу, и теперь главное – академически, на уровне экспертов и юристов – рассмотреть вопросы взаимоотношений религий и государства", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Паата Гачечиладзе.

Автор: Беслан Кмузов источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

27 апреля 2024, 00:58

26 апреля 2024, 23:59

26 апреля 2024, 23:07

26 апреля 2024, 22:08

26 апреля 2024, 21:39

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей