Митинг против произвола сотрудников правоохранительных органов. Дагестан, Махачкала, 1 июня 2011 г. Фото "Кавказского узла"

17 июня 2011, 14:05

Исаева: силовики в Дагестане прибегают к бессудным казням, когда не могут доказать вину задерживаемых людей

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

По сравнению с прошлым годом в этом году в Дагестане уменьшается количество похищений людей, зато увеличилось число бессудных казней, заявила корреспонденту "Кавказского узла" сопредседатель дагестанской правозащитной организации "Правозащита" Гульнара Рустамова. С ней согласна руководитель организации "Матери Дагестана за права человека" Светлана Исаева, по мнению которой, силовые структуры прибегают к бессудным казням, когда не могут доказать вину задерживаемых людей.

Напомним, по официальным данным, в СКФО не раскрыто более 2000 случаев исчезновения людей. Об этом на выездном заседании Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшемся 1-2 июня в Махачкале, проинформировала начальник отдела управления Генпрокуратуры по СКФО Ольга Меньшикова. Она обратила внимание, что в 2007 году была разработана специальная программа по борьбе с похищениями людей, в результате чего количество безвестно пропавших снизилось в два раза.

Между тем, по Светланы Исаевой, с 2007 года (когда была организована ее организация) с каждым годом увеличивается число местных жителей, обращающихся к правозащитникам по поводу похищений.

"Раньше, если человек исчезал, то через десять дней его могли найти задержанным сотрудниками правоохранительных органов. И почти все эти люди "оказывались преступниками", то есть за эти дни их вынуждали сознаваться в различного рода преступлениях. А те, кто не признавал себя преступником, бесследно исчезали. И до сих пор об их судьбах ничего не известно", - рассказала Исаева.

По мнению правозащитников, некоторых из похищенных, которых силовики вынудили признать себя преступниками, судили, и суд их оправдывал, учитывая, что признательные показания подсудимые давали под давлением и пытками.

Сопредседатель дагестанской правозащитной организации "Правозащита" Гульнара Рустамова отметила, что у нее есть фотографии и видеоматериалы, подтверждающие пытки в отношении некоторых из похищенных силовиками.

Исаева подчеркивает, что в настоящее время все чаще похищенных позже находят убитыми: "Часто мы слышим заявление, что силовики находят подорвавшиеся машины, и в них обнаруживают несколько обгорелых трупов. В некоторых случаях среди них опознают ранее похищенных людей. Можно привести пример похищенного на днях Шамиля Омарова. Его 28 мая похитили, а на одиннадцатый день уже была информация, что его нашли на месте проведения спецоперации в Чечне".

Отец Омарова сказал, что ОВД Гудермеса отказывается выдавать родственникам тело Шамиля без справки о составе его семьи и документа из Следственного комитета о том, что тот не был боевиком. А сразу после похищения родственники Омарова заявляли о своих опасениях, что силовики могут объявить Шамиля боевиком, убитым в ходе очередной спецоперации.

Правозащитники также говорят, что им зачастую не удается получить у правоохранительных органов какие-либо сведения о похищенных и что обычно представители силовых структур никак не комментируют произошедшее.

При этом правозащитники всячески пытаются помочь дагестанцам в поисках похищенных родственников. "Мы поднимаем шум, пытаемся привлечь внимание властей к этому делу, ходим к этим людям, общаемся с ними, пытаемся помочь, но нас на всех не хватает", - констатирует Рустамова.

Сотрудница правозащитного центра "Мемориал", работающая в Дагестане, Елена Денисенко рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что ее организация также оказывает родственникам похищенных бесплатную помощь в виде юридических консультаций по соблюдению их прав представителями правоохранительных структур, помогают составлять обращения во властные структуры с просьбой оказать содействие в поисках похищенных.

По словам дагестанского адвоката Зиявудина Увайсова, законодательство регламентирует ситуацию, когда пропадает или похищается кормилец, который не числится среди погибших, а оставшиеся члены семьи ограничены в возможностях обеспечивать себя. "В таких случаях государство оказывает помощь семьям похищенных и пропавших в виде пенсии. Ее сумма зависит от доходов пропавшего", - пояснил Увайсов.

В МВД Дагестана и Генпрокуратуре по СКФО отказались от каких-либо комментариев по поводу состояния дел в связи с исчезновениями жителей республики, там также не предоставили никакой информации о точном количестве похищенных и пропавших без вести дагестанцев.

Точное количество пропавших без вести и похищенных не могут назвать и правозащитники. По их словам, к ним обращаются не все, кто столкнулся с этой проблемой, так как многие боятся обращаться как к представителям силовых структур, так и к правозащитникам и журналистам, опасаясь за жизни похищенных и собственную безопасность.

Ранее "Кавказский узел" писал о случаях похищений людей в Дагестане, которые заканчивались тем, что пропавших находили мертвыми.

Так, 23 мая в окрестностях селения Леваши Левашинского района Дагестана было найдено тело Магомедали Ильясова, который считался пропавшим без вести с 25 апреля. На теле мужчины были видны следы пыток и огнестрельных ранений. Его родственники считают, что за смертью Ильясова стоят сотрудники правоохранительных органов.

А 28 мая житель селения Комсомольское Кизилюртовского района Абдула Ибрагимов заявил, что информация Национального антитеррористического комитета России об убийстве его свояка Джамалуддина Шарапудинова 26 мая при проведении спецоперации в селении Чонтаул Кизилюртовского района не соответствует действительности. Ибрагимов считает, что полицейские убили свояка, а затем подкинули труп к месту проведения спецоперации.

"Кавказский узел" следит за ситуацией в Дагестане и ведет хронику происходящих там инцидентов.

Автор: Патимат Махмудова источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

24 апреля 2024, 01:06

  • Ростовские тюремные врачи пытаются убедить суд в ненадежности потерпевших

    Сотрудники ростовской туберкулезной больницы ФСИН, которые обжаловали приговор по делу о пытках пациентов, назвали недостоверными показания потерпевших, сославшись на их заболевания, сообщил адвокат Рустам Ханмурзаев. Диагнозы потерпевших не дают оснований для отмены решения суда, указал правозащитник Олег Сокуренко.

24 апреля 2024, 00:27

  • Утвержден приговор журналисту Авазу Зейналлы

    Апелляционный суд в Баку отказался изменить приговор руководителю "Хурал ТВ" Авазу Зейналлы и второму осужденному Эльнуру Шукюрову. Защита обоих обвиняемых намерена обжаловать решение в Верховном суде Азербайджана.

23 апреля 2024, 23:28

23 апреля 2024, 22:30

23 апреля 2024, 21:33

  • Противник закона об иноагентах арестован в Тбилиси

    Тбилисский городской суд арестовал на пять суток участника протестов против законопроекта "О прозрачности иностранного влияния", положившись на показания полицейских и отвергнув показания независимых свидетелей. Апелляционную жалобу его защиты суд отверг.

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей