Акция протеста против задержания фотожурналистов перед изолятором МВД Грузии. Тбилиси, 8 июля 2011 г. Фото "Кавказского узла"

04 августа 2011, 12:45

Тикарадзе: фоторепортеров в Грузии освободили благодаря широкому общественному резонансу

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Огромную роль в освобождении грузинских журналистов, арестованных по обвинению в шпионаже в пользу России, сыграло вмешательство общественности и средств массовой информации, полагают обозреватели в Грузии.

Напомним, фоторепортеры Георгий Абдаладзе, Зураб Курцикидзе и Ираклий Геденидзе были арестованы утром 7 июля, всем им было предъявлено обвинение в шпионаже в пользу России. По словам адвокатов, первоначально их подзащитные отрицали предъявленные им обвинения. Но 9 июля МВД Грузии распространило видеозапись признательных показаний Ираклия Геденидзе, 15 июля вину признал фотожурналист «Агентства пресс-фото Европы» Зураб Курцикидзе. Ранее заявлявший о своей невиновности Георгий Абдаладзе 16 июля также дал следствию признательные показания.

Фотожурналисты согласились на процессуальную сделку с прокуратурой. 22 июля Главная прокуратура Грузии выступила с заявлением о намерении обратиться в суд с ходатайством о вынесении в отношении обвиняемых в шпионаже фоторепортеров условного приговора. В тот же день обвиняемые были освобождены в зале суда. Тбилисский городской суд признал их виновными, но вынес решение о назначении условного наказания.

Фоторепортеры говорят, что, если бы не такой сильный международный резонанс и поддержка СМИ, они, может быть, не выжили бы

Редактор газеты "Алиа" Дито Тикарадзе считает, что в освобождении фоторепортеров решающую роль сыграла общественность.

«В освобождении фоторепортеров роль грузинских и иностранных медиа, патриархии, общественности и международных организаций была огромной. Сами журналисты говорят, что, если бы не такой сильный международный резонанс и поддержка СМИ, они, может быть, не выжили бы», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Дито Тикарадзе.

Тикарадзе отметил, что роль общественности признали и правоохранительные органы Грузии.

«Шота Утиашвили - глава аналитического департамента Министерства внутренних дел в интервью The New York Times подтвердил, что, если бы не поддержка СМИ и общественности, фоторепортеров не освободили бы», - сказал редактор.

Во время следствия общественность Грузии выдвинула абсолютно беспроигрышное требование – открытый судебный процесс, констатирует редактор газеты "Резонанси" Лаша Тугуши.

Напомним, грузинские журналисты проводили перманентные акции с требованием освободить фоторепортеров. Оппозиционные партии Грузии, международная правозащитная организация "Репортеры без границ", посол Германии в Грузии, Госдеп США и омбудсмен Грузии потребовали прозрачности в "деле фоторепортеров".

«Мы требовали, чтобы была полная открытость. И нам даже обещали ее. Мы встречались с министром внутренних дел, который пообещал проведение открытого процесса и прокуратура говорила, что суд будет открытым. Но до суда, фактически, дело не дошло – фоторепортеров выпустили, потому что было достигнуто процессуальное соглашение с прокуратурой», - заметил он.

Напомним, 13 июля прокуратура Грузии обратилась с ходатайством в Тбилисский городской суд с тем, чтобы судебные процессы по делу четырех фоторепортеров были открытыми, за исключением тех, на которых будут рассматриваться материалы, содержащие государственную тайну. Но следствие должно было пройти под грифом "секретно".

Как отмечают редакторы газет и правозащитники, самым трудным в этом деле было то, что информация по следствию была закрытой.

«Адвокатам не давали ознакомиться с материалами дела, не пускали их на допрос. Адвокату Эке Беселии даже заявили, что ее подзащитный – Георгий Абдаладзе – отказался от ее услуг. Однако это была неправда», - вспоминает Лаша Тугуши.

«С адвокатов взяли обязательства не делать комментарии о том, как идет следствие, но я отказалась. Да, я признала, что если ко мне в руки попадет информация, которая составляет государственную тайну, то, конечно, я о ней говорить не буду, но что касается хода следствия – то я обязана информировать общественность о том, что происходит в отношении моего подзащитного. Поэтому я с первого же дня выдавала информацию о том, как идет следствие, что происходит в тюрьме, и общественность ждала этих новостей», - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Эка Беселия.

Власти Грузии оказались неготовыми к такому пристальному вниманию со стороны общественности

По мнению журналистов и адвокатов, власти Грузии оказались неготовыми к такому пристальному вниманию со стороны общественности.

«Поэтому они приняли такое беспрецедентное решение – признать виновными фоторепортеров, но при этом освободить их в зале суда. Иначе ситуация становилась просто опасной для властей, так как люди начали понимать, что Абдаладзе и Курцикидзе содержатся под стражей, но реальных улик против них нет», - заявила Беселия.

Редактор телекомпании "Алания" Георгий Циклаури, в отличие от многих других журналистов, не считает, что Абдаладзе, Курцикидзе и Геденидзе были невиновны. Но согласен, что реакция общественности была просто необходима.

«То, что общественность подняла голову и очень пристально следила за этим делом, безусловно, позитивный факт, потому что это был сигнал властям, что нельзя расслабляться и творить что угодно. Потому что такая практика – сегодня пришли за одним, завтра – за другим, невозможна. Каждый из нас мог представить себя на месте этих ребят. Если общественность реагирует и выступает – это гарантия того, что беспредела не будет», - констатировал Циклаури.

Я бы предпочел, чтобы была сильнее роль общественности, чем роль оппозиции. Это было бы гораздо полезнее и для прессы и для журналистов

В то же время, по мнению Циклаури, в общественном контроле над этим делом неоправданно большую роль играли оппозиционные политики.

«То, что публиковалось в СМИ, чаще всего проходило под достаточно большой шапкой политических спекуляций. То есть, оппозиционные силы эту тему оседлали и часто рассуждения доходили просто до маразма. Я бы предпочел, чтобы была сильнее роль общественности, чем роль оппозиции. Это было бы гораздо полезнее и для прессы и для журналистов», - заключает Циклаури.

Напомним, 18 июля ряд ведущих СМИ Грузии провели акцию в знак солидарности с арестованными фоторепортерами: вместо снимков они печатали надпись "Протест". Также акция протеста грузинских журналистов прошла у здания Глданской тюрьмы в Тбилиси. Акции в поддержку арестованных в Грузии фотожурналистов проходили также в столицах России и Украины. В Москве около 50 человек собрались у здания представительства интересов Грузии. Участники акции в Киеве держали в руках таблички "Я – агент ФСБ (Ми5, ЦРУ, СБУ)" и требовали открытого расследования дела грузинских фоторепортеров и их освобождения под подписку о невыезде.

Автор: Беслан Кмузов источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

28 апреля 2024, 07:54

28 апреля 2024, 07:01

  • Боец из Ростовской области убит в зоне СВО

    Юрий Ясыновский из Чертковского района убит в зоне военной операции, сообщили власти. С начала спецоперации на Украине признаны убитыми не менее 419 военных из Ростовской области.

28 апреля 2024, 06:07

28 апреля 2024, 05:12

  • Военный из Ейского района погиб на Украине

    В ходе спецоперации на Украине погиб житель поселка Моревка Валерий Кучма, сообщили местные власти. С начала военной операции официально признаны убитыми в ней не менее 365 бойцов из Краснодарского края.

28 апреля 2024, 04:13

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей