Руины азербайджанского села, разрушенного в годы конфликта. Нагорный Карабах, 2011 г. Фото: http://asketic-travel.livejournal.com

21 февраля 2012, 07:59

Политологи Армении и Азербайджана не верят в перспективы признания Нагорного Карабаха

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Армении и Азербайджане историки и политологи расходятся в оценках причин возникновения конфликта вокруг Нагорного Карабаха, однако сходятся во мнениях относительно перспектив признания независимости республики. 

"Толчок конфликту дало решение облсовета НКАО от 20 февраля 1988 года"

Именно с выдвинутой 20 февраля 1988 года инициативы областного совета народных депутатов бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) о выходе региона из состава Азербайджана и присоединении к Армении начинается история армяно-азербайджанского конфликта. Такое мнение в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" высказал азербайджанский аналитик Табиб Гусейнов, несколько лет занимавшийся вопросами Карабахского конфликта в составе Международной кризисной группы (МКГ).

Напомним, что 20 февраля 1988 года областной совет народных депутатов НКАО обратился к Верховным советам Армянской ССР и Азербайджанской ССР, а также к Верховному совету СССР с просьбой о выходе из состава АзССР и вхождении в состав АрмССР. По мнению Гусейнова, решение областного совета противоречило Конституциям Азербайджанской ССР и Союза ССР.

"Решение областного совета народных депутатов НКАО принималось без участия азербайджанских депутатов, которые представляли азербайджанскую общину, составляющую около трети населения НКАО", - заявил Гусейнов, добавив, "всякие односторонние действия в этом направлении неизбежно влекли неприятие как азербайджанского населения автономии, так и властей Азербайджанской ССР".

Что касается правовых аспектов нагорно-карабахского вопроса, то, согласно 78 статьи Конституции СССР, территория союзной республики, по словам эксперта, не могла быть изменена без ее согласия. Данное положение закреплялось и в конституциях союзных республик, в том числе Азербайджанской ССР. Тем не менее, 15 июня 1988 года Верховный совет Армянской ССР дал согласие на вхождение в ее состав НКАО. В свою очередь, Верховный совет Азербайджанской ССР посчитал неприемлемым и невозможным передачу НКАО в состав Армянской ССР, ссылаясь на статью 78 Конституции СССР и статью 70 своей Конституции, напомнил Гусейнов.

"Однако 12 июля 1988 года на сессии областного совета НКАО было принято неправомерное решение о выходе НКАО из состава Азербайджанской ССР", - далее отметил эксперт. Президиум Верховного Совета СССР принял 18 июля 1988 года постановление "О решениях Верховных Советов Армянской ССР и Азербайджанской ССР о Нагорном Карабахе". В этом документе Президиум Верховного Совета СССР посчитал "… невозможным изменение границ и установленного на конституционной основе национально-территориального деления Азербайджанской ССР и Армянской ССР".

Следующие решения областного совета НКАО и властей Армении, по мнению политолога, "способствовали разжиганию межнационального конфликта и эскалации насилия, переросшего в конечном итоге в широкомасштабную войну".

В частности, речь идет о постановлении Верховного Совета Армении от 1 декабря 1989 года о присоединении Нагорного Карабаха к союзной республике. По мнению Гусейнова, это решение является "посягательством на территориальную целостность Азербайджана".

"Эскалация конфликта проходила при поощрении сепаратизма со стороны СССР"

Бывший госсоветник по внешней политике Азербайджана Вафа Гулузаде считает, что решения руководства Азербайджанской ССР об отказе НКАО в выходе из состава республики базировались не только на праве и законе, но и основывались на исторической принадлежности региона к Азербайджану.

Гулузаде считает, что сепаратистское движение в Карабахе в конце 1980-х годов вспыхнуло благодаря поддержке определенных сил в советском руководстве, КГБ и генералитете. "Они понимали неизбежность распада СССР и рассчитывали делать ставку в регионе на армян, чтобы противодействовать проникновению на Южный Кавказ Запада, сохранив регион в сфере интересов России", - сказал Гулузаде.

Именно этим, по мнению политолога, объясняется то, что "никаких реальных шагов по обузданию сепаратистов не принималось". В конце 1988 года был создан Комитет особого управления НКАО во главе с Аркадием Вольским, который фактически вывел регион из под управления Азербайджана. Вафа Гулузаде возлагает ответственность на этот Комитет, который, по его определению, "развязал руки боевикам в то время, как у мирного населения были изъяты даже охотничьи ружья".

Осенью 1991 года президенты России и Казахстана Борис Ельцин и Нурсултан Назарбаев предприняли попытку миротворчества и посетили Нагорный Карабах, напомнил Гулузаде. "Однако миссия провалилась после того, как 20 ноября 1991 года в Нагорном Карабахе был подбит вертолет, на борту которого находились государственные деятели Азербайджана, в том числе госсекретарь, генеральный прокурор, ряд членов правительства, а также высшие офицерские чины из России и Казахстана", - сказал Гулузаде, добавив, что это был "террористический акт".

По его мнению, это событие стало катализатором решения об упразднении НКАО, принятого 26 ноября 1991 парламентом Азербайджана.

Гулузаде отметил, что "все попытки обосновать отделение Нагорного Карабаха от Азербайджана обречены на неудачу". "Азербайджан принят в ООН в границах, включающих и территорию Нагорного Карабаха. Именно в этих границах мировое сообщество признает территориальную целостность Азербайджана. Ни одно государство, включая Армению, не признает Нагорный Карабах", - отметил Гулузаде.

Одной из причин требования армянской общины Нагорного Карабаха выхода из состава Азербайджана называлось "препятствие властей республики социально-экономическому развитию региона". Глава парламентского комитета по экономическим вопросам, академик Национальной академии наук Азербайджана Зияд Самедзаде считает эти утверждения не состоятельными. 

По его данным, к 1986 году НКАО опередила среднереспубликанский уровень по темпам роста промышленного производства, автономная область опережала республиканские показатели почти на 5%. По объему производства промышленной продукции на душу населения НКАО вышла на первое место среди других регионов республики. В области выше среднереспубликанских были показатели охвата семей квартирными телефонами, показатели денежных доходов (почти на 9%), обеспеченности жильем (более 30%).

"Уровень жизни в НКАО до начала конфликта был выше, чем в целом по Азербайджану", - отмечает Самедзаде, возглавлявший во второй половине 1980-х годов экономический отдел ЦК Компартии Азербайджана.

"Воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией потеряло актуальность при обострении конфликта"

Трансформация идеи о воссоединении Нагорного Карабаха с Арменией в идею о независимости была предопределена переменой ситуации, возникшей в связи с распадом СССР, полагают политологи Армении.

"Поначалу идея присоединения Нагорно-Карабахской автономной области к Армянской ССР была выдвинута в 1988 году. Затем возникла ситуация, при которой движение за отделение Нагорного Карабаха фактически денонсировало эту идею путем проведения референдума о самоопределении", - напомнил директор института "Кавказ" Александр Искандарян.

"Когда в 1991 году стало очевидно, что СССР распадается по границам союзных республик, Армения приняла в марте решение о проведении референдума о независимости, в этой ситуации НКАО приняла решение о проведении в сентябре того же года референдума о самоопределении. То есть в 1991 году была зафиксирована совершенно иная, по сравнению с 1988 годом, ситуация", - пояснил директор института "Кавказ".

Аналогичного мнения придерживается политический обозреватель информационно-аналитического центра "Ноян Тапан" Давид Петросян.

"Карабахское движение начиналось как движение, предполагающее объединение этноса в рамках одного государства (одной союзной республики в рамках СССР). После распада Советского Союза от этой формулы пришлось отказаться, и тогда возникла идея о создании двух армянских государств",- заявил Петросян корреспонденту "Кавказского узла".

Бывший главный советник президента Армении по национальной безопасности, член комитета "Карабах" Ашот Манучарян считает, что Армения руководствуется нормами международного права, но "при этом международное право зачастую порождает тупиковые ситуации".

Манучарян считает, что в ходе процесса распада СССР Азербайджан вышел из его состава незаконно, так как не дал возможность входящим в его состав автономиям провести референдум, что явилось нарушением международного права, предполагающего воссоединении части народа с остальным этносом.

"Однако международное сообщество не признало этого права за Нагорным Карабахом, в результате идея о присоединении к Армении была заменена на идею о независимости", - сказал он.

"Признание Арменией Нагорного Карабаха приведет к прекращению переговоров"

По убеждению Давида Петросяна, Армения не признает независимости Нагорно-Карабахской республики, потому что Армения, также как и Азербайджан, согласилась урегулировать конфликт в рамках ОБСЕ, исходя из трех принципов: неприменения силы и угрозы применения силы, права наций на самоопределение, территориальной целостности.

"Если Армения признает независимость Нагорного Карабаха в одностороннем порядке, это значит, что Армения выходит из переговорного процесса. Азербайджан получает право на применение силы", - отметил аналитик.

С другой стороны, по его словам, руководство Армении после распада СССР, полагало, что в случае признания независимости Нагорного Карабаха может возникнуть ситуация, аналогичная ситуации с Турецкой Республикой Северного Кипра, независимость которой признала только одна страна - Турция.

Директор института "Кавказ" Александр Искандарян отметил, что с самого начала переговорный процесс был "уступкой" армянской стороны.

"Обычно все лидеры Армении выступали со следующей формулой: Армения согласится с тем статусом, который будет устраивать Нагорный Карабах. Так как переговоры продолжаются, то Армения идет на то, чтобы ситуация оставалась в нынешних рамках, ибо есть серьезные опасения, что в случае признания Арменией независимости Нагорного Карабаха, Азербайджан выйдет из переговорного процесса", - заключил политолог.

Как ранее сообщал "Кавказский узел", 23 января в Сочи состоялась встреча президентов России, Азербайджана и Армении Дмитрия Медведева, Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна, в ходе которой были рассмотрены дальнейшие пути урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Президенты Азербайджана и Армении признали необходимость отойти от крайних позиций и высказались за продолжение усилий по сближению, а также обратились к России с просьбой выступить посредником в налаживании гуманитарных связей между двумя странами. 

Политики и эксперты Азербайджана скептически отнеслись к итогам состоявшейся в Сочи трехсторонней встречи. По мнению политологов, развитие событий показывает, что народная дипломатия неспособна ускорить справедливое решение конфликта.

Сдержанные оценки встрече президентов давали и эксперты Нагорного Карабаха. С одной стороны, ее можно считать попыткой поддержать мир и стабильность в регионе, с другой - от самой встречи каких-либо положительных итогов ждать изначально не стоило, считают карабахские политологи.

В настоящее время процесс урегулирования карабахского конфликта происходит на основе "Мадридских принципов", выдвинутых сопредседателями МГ ОБСЕ в 2007 году в Мадриде и обновленных в 2009 году. Азербайджан принимает "Мадридские принципы" с оговоркой, что Нагорный Карабах может быть только в составе Азербайджана, пусть даже и с самой широкой автономией. Армения также признает основы "Мадридских принципов", но с противоположным условием: Нагорный Карабах ни в коем случае не может быть в составе Азербайджана.

Отметим, что Азербайджан не исключает военного пути разрешения нагорно-карабахского конфликта, если сочтет мирные способы исчерпавшими себя.

Автор: Фаик Меджид, Лилит Ованисян. источник: корреспонденты "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

19 апреля 2024, 06:07

19 апреля 2024, 05:08

  • Фотоальбом и онлайн-проект о памятниках Карабаха презентованы в Ереване

    Англоязычное издание о культурном наследии зоны нагорно-карабахского конфликта с фотографиями и историческими документами презентовано в Ереване по случаю Международного дня охраны памятников. Историки, которые задокументировали данные об армянских памятниках культуры в регионе, напомнили о риске уничтожения этих объектов властями Азербайджана. 

19 апреля 2024, 04:09

19 апреля 2024, 03:10

  • Военный из Ростова-на-Дону умер после ранения на Украине

    Ростовские чиновники вручили награду родственникам местного жителя Сергея Черенкова, умершего через полгода после ранения, полученного в зоне военных действий на Украине. Властями официально признана смерть как минимум 417 военных из Ростовской области.

19 апреля 2024, 02:16

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей