Участники третьей народной черкесской игры в Майкопе. Адыгея, 24 марта 2012 г. Фото Олега Чалого для "Кавказского узла"

27 марта 2012, 14:35

В Адыгее воссоздаются народные черкесские игры среди молодежи

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Молодые черкесы, приехавшие на учебу в вузы Адыгеи из Сирии, инициировали проведение среди молодежи народных черкесских игр, которые в республике до осени 2011 года не проводились. 24 марта в Майкопе прошла третья игра. Число участников игр растет. По их мнению, игры объединяют молодежь, дают возможность познакомиться и узнать о своей истории.

Черкесы вместе с адыгейцами и кабардинцами входят в одну этническую общность - адыги, представители которых на территории России в основном живут в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

Организаторы игр отмечают, что количество их участников растет

"Адыгэ Хасэ" поддержало инициативу приехавших из Сирии студентов, и первая игра осенью 2011 года проходила в здании общественного движения. 24 марта в Адыгее прошла третья народная черкесская игра. В зале института гуманитарных исследований собралось более 60 человек, в основном студенты. Были и представители старшего поколения – работники института, историки, этнографы, они чаще выступают в качестве жюри.

Участники третьей народной черкесской игры в Майкопе. Адыгея, 24 марта 2012 г. Фото Олега Чалого для "Кавказского узла"Сначала все собравшиеся познакомились друг с другом, потом студенты из Сирии рассказали собравшимся условия игр ("Кольцо", "Камень", "Осада крепости", "Пчела" и другие), после чего все дружно – и юноши, и девушки - играли в них.

"Сначала участников игр было около 20 человек, но игры быстро набрали популярность среди молодежи Адыгеи, число участников выросло в три раза, и мы переехали в помещение республиканского института гуманитарных исследований в Майкопе", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" член "Адыгэ Хасэ", участник игр Руслан Тлюняев.

Как отмечают организаторы, черкесские игры развивают тактическое мышление, умение держаться вместе и приходить на выручку, позволяют молодым людям показать свою силу и ловкость понравившейся девушке не борьбой, а, например, сильно ударив рукой по ладони соперника или достав зубами монету из муки, при этом не испачкавшись.

Народная черкесская игра "Кто быстрее схватит ложку". Адыгея, Майкоп, 24 марта 2012 г. Фото Олега Чалого для "Кавказского узла""Я второй раз участвую в игре, много нового узнала об истории своих предков. Оказывается, они много времени проводили на природе, в играх, которые воспитывали, помогали, объединяли. Жаль, что раньше я ничего не слышала об этих играх", - поделилась мнением майкопчанка Саида Бгуашева.

Как отметили студенты из Сирии, их предки покинули историческую родину во время Кавказской войны, но никогда не забывали свои обычаи и ревностно сохраняли традиции, которые в семьях передавались из поколения в поколение.

"Когда наши деды покинули историческую родину и приехали в Сирию, они очень ревностно следовали традициям. Сегодня в Сирии молодежь каждую неделю собирается и играет в черкесские игры. Мы были очень удивлены, что в Адыгее, на исторической родине, этого нет. Зато мы смогли в какой-то мере возродить их", - рассказал студент из Сирии Умаф Мешвез.

Народная черкесская игра "Кто сильнее ударит по ладони". Адыгея, Майкоп, 24 марта 2012 г. Фото Олега Чалого для "Кавказского узла""Нам нравится играть в эти игры, это весело. Они собирают вместе юношей и девушек, есть возможность познакомиться, проявить себя перед понравившейся девушкой. Подобные объединяющие мероприятия здесь, как видно, проводятся редко", - говорят ребята из Сирии.

По словам Руслана Тлюняева, молодые люди из Адыгеи сразу же заинтересовались играми, просмотрели историческую литературу и нашли описание таких игр. "Они полностью соответствуют тем, в которые играли наши предки", - отмечает Тлюняев.

"Наши соотечественники привезли с собой разные черкесские народные игры, они часто в Сирии в них играют, а мы о таких играх, к своему стыду, даже не слышали. Эти игры привносят в компанию играющих объединяющий дух", - рассказал участник игр Тимур Чич.

Народные игры интересны и полезны в век современных технологий, считают и эксперты, и участники игр

Народные черкесские игры сейчас находятся на стадии возрождения, поэтому в них могут быть включены и новые элементы, считает старший сотрудник Национального музея Адыгеи Аслан Тов.

Народная черкесская игра "Кто быстрее схватит ложку". Адыгея, Майкоп, 24 марта 2012 г. Фото Олега Чалого для "Кавказского узла""Главное, это интересно молодежи, для общения, знакомства. Сейчас дети и молодежь больше увлечены компьютерами и мобильными телефонами, они не играют в такие игры. А жаль. Они имеют большое значение для воспитания молодого человека, чтобы он имел сноровку, находчивость, умение выходить достойно из любого положения. Игры развивают силу, смышленость, коллективизм и взаимопомощь", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Аслан Тов.

Народные черкесские игры имеют как моральный, так и духовный характер, отмечает руководитель молодежного крыла "Адыгэ Хасэ" Адыгеи Артур Багадиров.

"Игры служат объединяющим фактором. В одном месте собирается молодежь, которая знакомится между собой, и представители старшего поколения, которые подают им пример", - говорит Артур Багадиров.

Как рассказал этнолог Едыдж Батрай, приехавший в Адыгею из Турции и выступивший в качестве члена жюри последней игры, он сам играл в детстве в эти игры и они остаются очень интересными.

Третья народная черкесская игра в Адыгее. Фоторепортаж корреспондента "Кавказского узла" Олега Чалого

При этом в них играют не только адыги, но и турки. Это подтвердил студент Майкопского государственного технологического университета Адо Ялчин, приехавший в Майкоп три месяца назад из Турции.

"Мы тоже играем в традиционные черкесские игры, мне они нравятся", - рассказал Адо Ялчин.

По мнению майкопских студентов Аллы и Екатерины Егоровых, такие игры нужно проводить не только среди черкесской молодежи.

"В Адыгее нет интересных мероприятий, собирающих вместе молодежь, а так хочется поучаствовать в такой же народной игре, познакомиться со сверстниками, провести время полезно и весело. Это хорошо, что ребята из Сирии привезли сюда такую инициативу", - говорят девушки.

Напомним, в рамках соглашения о сотрудничестве, подписанного в ноябре 2010 года Адыгеей и Федеральным агентством по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, Минобразования РФ выделило квоты - бюджетные места - в вузах Адыгеи для этнических адыгов из Турции, Сирии, Иордании. 50 квот выделены в Адыгейском и 20 - в Майкопском госуниверситетах, по 1-2 квоты практически на все специальности вузов.

strong

Автор: Олег Чалый источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

25 апреля 2024, 04:03

25 апреля 2024, 03:04

25 апреля 2024, 02:06

25 апреля 2024, 01:07

  • Ужесточен приговор Магомеду Атимагомедову

    Уроженцу Дагестана Магомеду Атимагомедову, осужденному по делу о нападении на сотрудников калмыцкой колонии и убийстве одного из них, заменили 25-летний срок пожизненным заключением.

25 апреля 2024, 00:08

  • Не менее 96 оппозиционеров задержано в Ереване

    Как минимум 96 сторонников политического движения "Национально-демократический полюс" было задержано в Ереване, сообщили в МВД. К протестующим применили неоправданную силу, заявили представители объединения.

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей