Участники этнографической экспедиции встретились с членами волжской еврейской общины. На снимке: сыновья раввинов и члены волжской общины. Волгоградская область, Волжский, 12 августа 2012 г. Фото предоставлено раввином Волжского Ариэлем Триггером

13 августа 2012, 14:29

Участники этнографической экспедиции познакомились с евреями-первостроителями Волжского

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

На встречу с участниками еврейской этнографической экспедиции, побывавшей 12 августа в городе Волжском Волгоградской области, пришли 40 членов волжской еврейской общины. Представители экспедиции, сыновья раввинов, также посетили пожилых евреев, которые в свое время были первостроителями города.

Напомним, ранее участники еврейской этнографической экспедиции посетили еврейские общины в Новочеркасске, Ростове-на-Дону и Таганроге. Их работа включала в себя мини-лекции, ответы на вопросы, а также обсуждения проблем общин за "круглым столом". На Кубани участники экспедиции посетили Краснодар и Новороссийск, Сочи и Армавир. Экспедиция побывала и в Ставрополе, откуда отправилась в Волгоградскую область. 

Гузман: община создавалась с целью показать, что у евреев есть своя история и религия

В Волжском побывали сыновья раввинов Дан Златопольский – сын раввина Алма-Аты, Хези Лазар – сын главного раввина России и Шолом Певзнер – сын главного раввина Санкт-Петербурга.

"Волжская еврейская община включает около 180 человек. Хочу отметить, что и в Волгограде, и в Волжском общины довольно развитые, в обеих есть раввины, так что состояние дел хорошее", – сообщил корреспонденту "Кавказского узла" Дан Златопольский.

Хези Лазар (слева) и прихожанин. Волгоградская область, Волжский, 12 августа 2012 г. Фото предоставлено раввином Волжского Ариэлем ТриггеромОбщина была создана в 2001 году и сегодня осталось уже немного людей, которые были у ее истоков, сообщил Геннадий Гузман, состоящий в общине с 2005 года и являющийся ее секретарем.

"Активными участницами создания общины были Софья Матвеевна Котляр, Роза Марковна Кордонская. Из тех, кто создавал общину, больше никого нет в живых, – рассказал Гузман. – В ней состоят в основном пожилые люди, старейшина общины, Рахиль Рапопорт, 1919 года рождения. Активных членов у нас около 70, но на некоторые праздники собирается и по 100 человек. Постепенно мы наладили связи с центральной федерацией общин в Москве – она помогала нам литературой и материально. Иногда у нас бывает возможность оказать помощь самым бедным, в основном в лечении".

По словам собеседника, целью создания общины было показать, что у евреев есть своя история и религия.

На протяжении многих лет евреи ассимилировались или скрывали свою национальность, и создавалось впечатление, что в городе их нет

"В момент создания община была нужна евреям для того, чтобы показать, что они есть и живут в Волжском. На протяжении многих лет евреи ассимилировались или скрывали свою национальность, и создавалось впечатление, что в городе их нет. Община должна была показать евреям, что у них своя история, религия, общие интересы, ведь религия в советские времена была практически запрещена для всех конфессий, и больше всего это сказалось на евреях ввиду их малочисленности. К евреям было предвзятое отношение, это чувство испытали на себе и некоторые кавказские народы", – говорит он.

Гузман отметил, что ему приходилось сталкиваться только с бытовым антисемитизмом. "Иногда выпивший человек может сказать что-то такое в адрес представителей нашей национальности", – сказал он и добавил, что представители еврейской общины города не ходят в национальных одеждах, хотя евреи носили свою одежду испокон веков при любых условиях. "Кто-то боится, кому-то стыдно, но в основном потому, что она неудобная. Сейчас по такой жаре трудно ходить в 3-4 одежках и в черной шляпе. Мы ходим в теннисках, футболках и шортах. И еще – в национальной еврейской одежде трудно работать", – пояснил Гузман.

Как вспоминают в общине, случаи антисемитизма в Волжском все же были. 6 февраля 2007 года неизвестные изрисовали фасад здания, занимаемого еврейской общиной города, знаками фашистской символики. В связи с этим инцидентом руководство общины обратилось в администрацию городского округа с просьбой "уничтожить изображения и впредь оградить общину от подобных антисемитских выходок". Эта антисемитская выходка лишний раз подтверждает необходимость оснащения каждой общины охранной сигнализацией и камерами слежения, заявил председатель общины Гарри Тарловский.

Ранее, в начале ноября 2006 года, на досках объявлений в Волжском были развешены антисемитские листовки. "Потом свастику закрасили, и эта история не имела продолжения", – отметил секретарь волжской еврейской общины Геннадий Гузман.

Триггер: общине Волжского нужно расширяться

В числе присутствующих на встрече с членами еврейской этнографической экспедиции были Александр и Вера Голдовские – профессиональные артисты, они исполнили для гостей несколько песен, в том числе и на иврите. Александр Голдовский говорит, что получил от встречи с сыновьями раввинов удовольствие. "Я человек нерелигиозный, но что-то мне в общине близко, – признался он в беседе с корреспондентом "Кавказского узла". – Мне очень понравились притчи, которые рассказывал сын главного раввина России Хези Лазар, по-русски он говорит на четыре с минусом, но мысль была понятна. Смысл одной из притч в том, чтобы оставить духовное богатство детям, внукам, поколениям, а не распыляться по мелочам".

По его словам, в общине собираются в основном пожилые люди. "Это люди, которые всю жизнь работали не покладая рук, но чувствовали себя подсознательно людьми второго сорта и вынуждены были оправдываться по этому поводу. Недавно на встрече с раввином был Александр Самуилович Волынский, строивший город. В общественном сознании еврей – это тот, кто не прочь обмануть, но старые строители Волжского – это бессребреники. Я горжусь тем, что среди евреев есть такие люди", – сказал Голдовский.

На вопрос о том, как представитель общины относится к проводимому Волгограде "Русскому маршу", Голдовский ответил, что "русские – сильная нация, давшая миру таких всемирно известных писателей, как Пушкин, Достоевский", и добавил, что отнесется хорошо и к "Еврейскому маршу".

Самоидентификация, которую они поставили во главу угла своей деятельности – благородная и правильная цель. Это приоритет и главная задача еврейской деятельности

Еврейская община Волжского располагается в помещении, выделенном властями городского округа – это бывший овощной магазин, который помогли переоборудовать спонсоры. Сегодня общине нужно расширять помещения, считает главный раввин Волжского Ариэль Триггер. "Достаточно много желающих посещать общину, и всех помещения не вмещают, – пояснил он. – Волжский не город-миллионник, но среди людей, которые его строили, много евреев разных специальностей, и сейчас в городе живут их дети и внуки".

Ариэль Триггер отметил, что участники экспедиции задержались в Волжском больше, чем положено по графику – посещали пожилых евреев, общались с ними на идише. Так, сыновья раввинов отправились на "мицва-мобиле" навестить 90-летнего старейшину общины Максима Мондшайна, который был активным участником строительства Волжского.

"Ребята проделали огромную работу, – отметил Триггер. – Они поставили задачу сделать так, чтобы евреи не боялись своего еврейства и осознавали его. Самоидентификация, которую они поставили во главу угла своей деятельности – благородная и правильная цель. Это приоритет и главная задача еврейской деятельности. Такие поездки нужно организовывать чаще".

В тот же день этнографическая экспедиция отправилась в Саратов.

"Кавказский узел" сообщал, что еврейская этнографическая экспедиция, организованная Федерацией еврейских общин России (ФЕОР), продлится до 15 августа. Экспедицией запланировано не только посещение крупных городов Юга России, "мицва-мобили" отправились на северо-запад и восток страны. На борту каждого "мицва-мобиля" находятся молодые раввины и студенты из США, Европы и Израиля, которые поделятся своими знаниями и ответят на вопросы евреев.

Автор: Татьяна Филимонова источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

26 апреля 2024, 01:43

  • Европарламент призвал ввести санкции против азербайджанских чиновников

    Депутаты Европарламента осудили преследование журналистов и активистов в Азербайджане, назвав массовые репрессии недопустимыми для страны, которая собирается принимать международную климатическую конференцию COP-29. Европарламент потребовал освобождения политзаключенных в Азербайджане и вновь призвал ЕС ввести санкции против азербайджанских чиновников, причастным к нарушению прав человека.

26 апреля 2024, 00:44

25 апреля 2024, 23:45

25 апреля 2024, 22:47

25 апреля 2024, 21:48

  • Семья Рубена Варданяна сообщила о прекращении его голодовки

    Бывший госминистр Нагорного Карабаха Рубен Варданян, содержащийся под стражей в Азербайджане, прекратил голодовку после телефонного разговора с семьей, сообщили его родные. Сын Варданяна призвал международные организации добиваться от Азербайджана справедливого и открытого судебного процесса над задержанными в Азербайджане армянами из числа бывших карабахских чиновников.

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей