Сергей Бурьянов. Фото Олега Краснова для "Кавказского узла"

01 ноября 2012, 02:48

Бурьянов: преследование мусульман за труды исламских богословов - инициатива власти

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Преследование мусульман в части признания трудов исламских богословов экстремистскими происходит по инициативе "сверху" - от власти, которая "использует религию, чтобы остаться у руля", заявил сопредседатель совета Института свободы совести Сергей Бурьянов в ходе "круглого стола" на тему: "Давление на последователей Саида Нурси в России".

"Круглый стол" на тему: "Давление на последователей Саида Нурси в России" прошел 31 октября в офисе правозащитного центра "Мемориал" в Москве. Напомним, в 2007 году Коптевский районный суд Москвы нашел в книгах Саида Нурси признаки экстремизма. В 2008 году Верховный суд России удовлетворил заявление генерального прокурора России о признании экстремистской организации "Нурджулар" (в ходе обысков у организации были изъяты книги Саида Нурси - прим. "Кавказского узла"). На основании этих вердиктов в Дагестане прошли обыски и задержания последователей Саида Нурси.

Бадиуззаман Саид Нурси (1876-1960) – известный в исламском мире ученый-богослов курдского происхождения. Собрание его произведений "Рисале-и Нур" (Трактаты Света), включающее 14 томов, представляет собой оригинальный авторский тафсир (комментарий, толкование) Корана, написанный современным для его времени языком и значительно отличающийся от классических исламских трудов.

"Антимусульманская кампания активизировалась после убийства заместителя муфтия Татарии"

Виталий Пономарев. Фото Олега Краснова для "Кавказского узла"В последнее время в обществе утихли разговоры об "экстремистских" учениях Саида Нурси, в связи с чем "интерес к проблеме пропал", сказал директор Центральноазиатской программы "Мемориала" Виталий Пономарев, отметив, что проблема признания той или иной литературы экстремистской глобальнее, чем кажется на первый взгляд.

"Антимусульманская кампания, проводимая силовиками и властью, вновь активизировалась в ряде регионов после убийства 19 июля заместителя муфтия Татарии Валиуллу Якупова. Из-за нападок страдают прежде всего представители разных религиозных групп. Почему у госинститутов сформировалось мнение о мусульманах, как о террористах? Люди хотят знать, почему их сажают всего лишь за чтение книг. Что содержится в книге, почему она признана экстремистской, и несет ли она угрозу обществу, межэтнической, религиозной стабильности?" - сказал Пономарев.

По словам директора Центральноазиатской программы "Мемориала", "антинурсистская"  кампания, проводимая ФСБ, началась в 1999. Тогда, по его мнению, "совпали два момента": военные действия на Северном Кавказе, когда ФСБ была обеспокоена множеством турецких преподавателей в вузах и колледжах на юге России, и расследование в Турции громкого дела о религиозной организации Фатхуллы Гюлена "Нурджулар", впоследствии признанной экстремистской.

"По словам силовиков, Гюлен пытался создать армию боевиков и так называемое Всемирное исламское государство. ФСБ была обеспокоена этим", - отметил Пономарев.

Большая часть акции против турецких богословов прошла до середины 2000 годов, продолжил эксперт. Тогда "спорить с федералами они не решались и уезжали", в крайнем случае, преподавателей депортировали "за чтение книг Саида Нурси".

"В 2004 году в Омске была первая попытка возбуждения уголовного дела по распространению книг Нурси. Тогда человеку инкриминировалось "разжигание межнациональной розни", но доказать что-либо обвинению не удалось. Эксперты не увидели ничего экстремистского. В итоге был вынесен оправдательный приговор", - рассказал Пономарев.

После трагедии в Беслане (1 сентября 2004 года группа террористов захватила 1128 заложников в школе североосетинского города Беслана - прим. "Кавказского узла") "антинурсисткая" кампания в 2004-2005 годах вышла на новый виток: книги Нурси попали под "горячую руку" ФСБ, посчитавшей, что в них содержатся призывы к насилию, сепаратизму, разжиганию межнациональной розни, сказал Пономарев.

Экстремистской литературой признавались все публикации автора, если хотя бы в одной его книге есть признаки экстремизма

"В 2007 году Коптевский районный суд Москвы нашел в книгах Саида Нурси признаки экстремизма, Верховный суд удовлетворил решение, признав "Нурджулар" экстремистской организацией. Тогда была создана целая конструкция по признанию той или иной литературы экстремистской: с помощью придуманной формулировки: "Единый комплекс психологического воздействия" экстремистской литературой признавались все публикации автора, если хотя бы в одной его книге есть признаки экстремизма. Интерпретировалось это тем, что "мягкие" книги якобы готовят почву к прочтению более радикальных книг", - рассказал Пономарев.

По стране, в частности, Северному Кавказу, прокатились сотни обысков, были изъяты тысячи книг, многих граждан посадили в тюрьмы, продолжил спикер.

"С помощью внедрения агентов и тайной прослушки ФСБ искала заговорщиков, желающих начать джихад в России. Но их так и не нашли. Попались публикации Саида Нурси, признанные экстремистскими", - подытожил Пономарев.

Как пояснил директор Центральноазиатской программы "Мемориала", труды Саида Нурси были признаны в России экстремистскими в связи с тем, что "90% цитат, использованных в экспертном заключении, - это резкие высказывания в адрес безбожников". "Это рассматривается как разжигание розни. Также есть странные оценки метафор, образные выражения якобы настраивают читателей на милитаристский лад. Есть книги, в которых эксперты не нашли ничего экстремистского, но из-за "Единого комплекса психологического воздействия" запрещена вся литература Нурси", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Пономарев.

По его словам "нурситский" ислам отличается от традиционного только тем, что люди, помимо посещения мечети, в кругу единоверцев читают учения Нурси. "Отличается коллективным чтением. Предпочтительно чтение турецкого текста, но не все знают и понимают язык. Далее люди обсуждают прочитанное", - пояснил Пономарев.

Бурьянов: экстремистское законодательство работает неэффективно и требует пересмотра

По мнению сопредседателя совета Института свободы совести Сергея Бурьянова, преследование мусульман в части признания трудов исламских богословов экстремистскими происходит по инициативе "сверху", от власти.

"Проблемы должны решаться в пределах Садового кольца Москвы. Власть использует религию, чтобы остаться у руля. Это наглядно видно в контексте избирательного процесса 2007-2008 годов, когда кремлевские политтехнологи проводили агитации у мечетей, требовали у "традиционно исламских" муфтиев агитировать прихожан голосовать за партию власти. Тех, кто не хотел играть в политические игры, признавали экстремистскими и закрывали. Приверженцы Саида Нурси неподконтрольны власти. Кроме того, традиционному исламу не нужна конкуренция в религиозном обществе", - сказал Бурьянов.

Теперь преследование стало осуществляться на законных основаниях, но не на правовых. Налицо нарушение прав человека

Бурьянов отметил, что в законе об экстремистской деятельности нет юридического описания действий преступников. "Если нет определения, то закон будет применяться по указанию, то есть можно засадить куда угодно и кого угодно", - считает сопредседатель совета Института свободы совести.

Мария Кравченко. Фото Олега Краснова для "Кавказского узла"В 2008 году, по словам Бурьянова, "ФСБ напечатала документ "О проблеме экстремизма под прикрытием ислама". "Теперь преследование стало осуществляться на законных основаниях, но не на правовых. Налицо нарушение прав человека", - считает эксперт.

Бороться с нарушениями Бурьянов предлагает с помощью пересмотра экстремистского законодательства либо его отмены. "Оно работает неэффективно", - считает он.

Кравченко: по числу осужденных сторонники Нурси - на втором месте в России

"В последние годы в отношении последователей Саида Нурси все чаще применяется экстремистское законодательство. Наибольший размах - в прошлом году. Это запреты организаций, осуждение верующих на реальные сроки – до полутора лет. В 2011 году "нурсийцы" обогнали по числу осужденных даже "лимоновцев", заняв, по нашим подсчетам, второе место. Мы не считаем литературу Нурси экстремистской, его приверженцы - сторонники мирного сосуществования с другими религиями и течениями ислама", - заявила сотрудник информационно-аналитического центра "СОВА" Мария Кравченко.

Андрей Дедков. Фото Олега Краснова для "Кавказского узла"Андрей Дедков, мусульманин, обвиненный в 2008 году в экстремизме, призвал к тому, чтобы люди перестали делить мусульман на приверженцев традиционного ислама и Саида Нурси.

"Все мусульмане – братья, последователи Мухаммада. Расхождение учения Нурси с традиционным исламом состоит в том, что он боролся духовно с безбожием, посвятил этому жизнь и не причислял себя к каким-то течениям и политике", - считает Дедков.

"В 2008 году я принял ислам, и сразу на меня началось давление. После создания правовой базы – дискредитация, преследования. Мое дело проходило с огромным количеством нарушений – подделка подписей, доказательств. Судья игнорировала наши доводы и даже позволяла себе отпускать шутки – мол, одни хотели защищаться, вот до сих пор сидят", - сообщил Дедков.

По словам Дедкова, в его действиях не было ничего противозаконного – вместе со сподвижниками они собирались, пили чай и разговаривали о вере. В конечном итоге дело Дедкова было прекращено в связи с истечением срока давности.

"Книги Саида Нурси изучаются во всех странах мира. Они не несут угроз обществу. Даже премьер-министр Труции Эрдоган говорил: "Нурси - совесть турецкой нации, и без него не было бы Турции. Эту совесть запрещают в России", - полагает издатель турецкой литературы, переводчик Сергей Михайлов.

Автор: Олег Краснов источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

29 марта 2024, 11:14

29 марта 2024, 10:28

29 марта 2024, 09:49

29 марта 2024, 09:12

29 марта 2024, 08:30

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей