Хаджи-Мурат Гацалов во время богословской конференции "Мусульмане и национальная культура в светском обществе". Нальчик, 15 ноября 2012 г. Фото Луизы Оразаевой для "Кавказского узла"

16 ноября 2012, 02:30

Участники прошедшей в Нальчике конференции обсудили вопросы совместимости ценностей ислама и светского общества

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Вопросы поиска оптимального баланса между ценностями светского государства, гражданского общества, национальной культуры и религиозной практики мусульманского сообщества обсудили участники прошедшей 15 ноября в Нальчике богословской конференции "Мусульмане и национальная культура в светском обществе".

Открывая конференцию, заместитель председателя Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Алим Сижажев отметил, что в республиках Северного Кавказа развивается глубокий идеологический конфликт между верующей молодежью, отвергающей свою национальную идентичность, традиции, нормы светской государственности и гражданского общества, и самим государством, передает корреспондент "Кавказского узла".

Острота этого конфликта в некоторых республиках уже привела к трагическим последствиям. В этом конфликте гибнут не только представители правоохранительных органов, но и ученые, директора школ, учителя, журналисты, напомнил Алим Сижажев.

Председатель Духовного управления мусульман Ставропольского края Мухамед хаджи Рахимов подчеркнул, что решение обсуждаемой проблемы, несмотря на всю ее сложность, сводится к соблюдению одного из важнейших принципов ислама – принципа умеренности.

"В Коране сказано: "Нет принуждения в религии". А насилие и вовсе является извращением принципов ислама. Вооружившись этим понятием, мы поймем бессмысленность агрессивного вторжения в идеологию светского гражданского общества. Еще более бессмысленны враждебные действия в отношении мусульманских народов", - сказал он.

Муфтий отметил, что ислам никак не умаляет достоинства традиционной культуры того или иного этноса, а лишь аннулирует некоторые традиции, которые противоречат законам шариата.

Муфтий рассказал, что родной дядя пророка Мухаммада Абу-талиб не признавал его учение, считал его опасной ересью и только в конце жизни принял шахаду. Но при этом всю жизнь защищал племянника и не раз спасал его от смерти. И пророк принимал его помощь и поддержку.

Шафиг Пшихачев, председатель международной Исламской миссии, член Общественной палаты РФ заявил, что исламская культура никогда прежде не была фактором раздражения и противостояния для народов Северного Кавказа. Проблемы, по его мнению, появились в последнее время, когда в стране произошла смена формаций.

"Никогда ислам не отрицал самоидентификации по национальному признаку. Об этом свидетельствует аят: "Поистине Аллах создал вас от одной женщины и мужчины и сделал вас народностями и нациями для того, чтобы вы познавали друг друга". В этом аяте говорится о том, что ислам признает идентификацию по национальному признаку", - подчеркнул Шафиг Пшихачев.

Он отметил, что этническая культура является историческим достоянием каждого народа. Ислам не только не уничтожал этнокультуру, а стал фактором ее развития.

Муфтий РСО-Алании Мурат Тавказаков (уточнение редакции 14:56 16.11.2012: муфтий РСО-Алании Хаджи-Мурат Гацалов) также считает, что национальная культура и шариат не противоречат друг другу. По его мнению, проблему надо рассматривать с позиций защиты конституционных прав человека, а не с позиций части общества, ибо "закамуфлированное ограничение религиозного возрождения опасно и вызывает обратную реакцию".

Муфтий Кабардино-Балкарии Хазретали Дзасежев сообщил, что религиозная свобода позволила народам России возродить ислам. Многократно увеличилось число мечетей. Во всех населенных пунктах, где проживают мусульмане, действуют религиозные объединения. Они пользуются поддержкой местных органов власти. При мечетях действуют воскресные школы, где учатся дети и подростки.

Но при этом, отметил муфтий КБР, среди мусульманского духовенства возрастает озабоченность складывающейся в стране ситуацией. "Мы являемся свидетелями того, к каким последствиям может привести противопоставление религиозных ценностей прогрессу общества", - сказал он.

Важным условием сотрудничества ислама со светским государством Дзасежев считает налаживание диалога.

По мнению муфтия КБР, наиболее актуальным в российских условиях является не сфера исламского вероисповедания, не догматы веры, а светские проблемы, с которыми сталкиваются мусульмане, и решение которых они должны искать сами.

По мнению муфтия, в достижении межнационального и межконфессионального консенсуса и нейтрализации терроризма значительную роль могла бы сыграть исламская правовая культура. Радикализму и терроризму под флагом ислама необходимо противопоставить распространение объективных знаний об исламе, раскрывать те его ценности, которые могут быть объективно восприняты всеми.

Муфтий отметил, что ислам в сложных условиях способствовал этнической консолидации многих российских народов, помог им сохраниться как этносам. "Пророк Мухаммад проповедовал ислам среди арабов и с самого начала налаживал связи с другими народами. В его окружении были народы других культур, но он никогда не требовал их арабизации, отрицая только то, что противоречит единобожию", - сказал он.

Исламская религия никогда не стала бы мировой, если бы она отрицала культуры и традиции народов, считает Дзасежев.

На конференции также выступили Гульфия Хабибулина, декан Московского исламского университета, Сергей Кривов, доцент Нижегородского государственного университета, Людмила Тхабисимова, профессор Российской Академии народного хозяйства и другие. Они говорили о проблемах исламского образования.

"Кавказский узел" ранее сообщал, что богословская конференция "Исламская доктрина против радикализма" прошла 25-26 мая в Москве. Главным событием мероприятия стало принятие Московской богословской декларации по вопросам джихада, применения норм шариата и халифата. Документ, по словам его авторов, объединил в себе содержание нескольких фетв - богословских заключений, осуждающих радикализм, экстремизм и насилие под религиозными лозунгами.

Автор: Луиза Оразаева источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

19 апреля 2024, 13:25

19 апреля 2024, 12:47

19 апреля 2024, 12:06

19 апреля 2024, 11:40

19 апреля 2024, 11:00

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей