Дагестан, Каспийск, "Первая галерея". II Северо-Кавказская биеннале, июль 2013 г. Фото Имама Гусейнова

04 июля 2013, 05:21

Северо-Кавказская биеннале в Дагестане собрала более 1300 человек

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Более 1300 человек стали участниками и зрителями международного выставочного проекта современного искусства "Северо-Кавказская биеннале – 2013" в Дагестане. В проекте участвовали 140 произведений в жанрах живописи, графики, инсталляций и арт-объектов, фотографии и видео-арта, авторы которых - 37 художников из Дагестана, Северной Осетии, Адыгеи, Краснодара, Омска, Москвы, других городов. 

Открытие Северо-Кавказской биеннале - 2013. Выступление группы "Иное-Иное". 11 мая 2013 г. Фото Геннадия Викторова "Северо-Кавказская биеннале – 2013", организованная арт-центром "Первая галерея", проходила в Каспийске с 11 мая по 30 июня. Проект осуществлен на средства гранта президента Дагестана в области культуры и искусства за 2012 год при поддержке общероссийской Ассоциации искусствоведов и критиков искусства (АИС) и дагестанского филиала ОАО "РусГидро".

Помимо выставки, тема которой была заявлена как "Зависимость и соблазн", в рамках биеннале прошел "арт-пикник", на котором участники форума могли пообщаться в неформальной обстановке.

Кроме того, состоялся цикл просветительских встреч и лекций "СКБ-просвет", в котором приняли участие арт-критики, искусствоведы, художники. Организаторы устроили также показ классики видео-art (Марина Абрамович "Искусство должно быть прекрасным", "Освобождая голос", "Освобождая память"; Ширин Нешат "Турбулентность", Possessed (Одержимая), Pulse (Биение)). 

28 июня, накануне закрытия биеннале, авторы работ, искусствоведы, арт-критики и представители прессы за "круглым столом" обсудили проблемы и тенденции современного искусства республики. Проект получил неоднозначную оценку среди зрителей и участников.

Людмила Байцаева. "Коконы". 2012-2013.  Фото Шамиля Гаджидадаева предоставлено организаторами Северо-Кавказской биеннале - 2013"Конечно, это не биеннале, это добротная региональная молодежная выставка, с некоторым вкраплением мастеров-паровозов, – считает художник Тимур Мусаев-Каган, который не выставлялся на СКБ-2013, но принял в ней участие в качестве лектора. - Приятно удивили некоторые молодые дагестанские авторы. Среди них много тех, кто еще учится, но они-то как раз и попробовали честно справиться с непростой кураторской концепцией. Муса Грайворонский. "Говори сердцем". 2013. Фото предоставлено организаторами Северо-Кавказской биеннале - 2013Конечно, им помогали, чуть-чуть тянули. Но это нормально, когда тянут в нужном направлении, а не просто так, "чтоб было". Заслуженный художник Дагестана Апанди Магомедов – не только куратор экспозиции выставки, но и старший преподаватель Дагестанского института прикладного искусства и дизайна, где и обучаются некоторые из молодых участников выставки. Кстати, нельзя не отметить молодую, креативную поросль студентов Дагестанского художественного училища им. Джемала – они также проявили себя вполне достойно".

Гидаят Джанаева. "Аддикция". 2013. Фото Патимат Махмудовой для "Кавказского узла"По его мнению, лишь несколько участников биеннале "по-настоящему отрефлексировали предложенную тему". Среди них он отметил Гидаят Джанаеву с проектом "Аддикция", посвященным шопоголизму; Заиру Магомедову с фото-триптихом "Счастье" и безусловной, по мнению Мусаева-Кагана, удачей выставки – медитативно-экзистенциальным видео "Работа", Мусу Гайворонского с "простой, но пронзительной инсталляцией" "Когда тебе 4" и интерактивным проектом "Говори сердцем"; Людмилу Байцаеву (Владикавказ), представившую объект "Коконы"; Закарью Закарьяева, создавшего интерактивную инсталляцию "Соблазн" в виде полноразмерного деревянно-жестяного мотоцикла, на котором можно было посидеть и заодно посмотреть телевизор, показывающий пролетающие улицы, и Джамилю Хасбулатову с инсталляцией Original sin, представляющей собой некий огромный "кубик Рубика", на гранях которого помещены черно-белые фотографии обнаженных тел юноши и девушки.

Закарья Закарьяев. "Соблазн". 2013. Фото Патимат Махмудовой для "Кавказского узла"Махачкалинец Сергей Иванов считает выставку неудавшейся. "Концепции никакой. Тема была заявлена "Зависимость и соблазн". Ни зависимости, ни соблазна. Глупые (в большинстве своем) мальчики и девочки, решившие, что они концептуальные художники. Чувствовалось, что Апанди Магомедов - куратор, потому что часть работ - это прямо-таки цитаты из него", - сказал Иванов корреспонденту "Кавказского узла".

Жительница Махачкалы Екатерина Дидковская, напротив, считает выставку интересной.

"Больше всего мне понравилась часть "СКБ-просвет", так как это были не скучные лекции "для понимающих людей", а интересные и веселые беседы. Татьяна Петенина, искусствовед, замечательно рассказывала о мелких подробностях из жизни, а не официальную биографию художника Эдуарда Путерброта. Сама Джамиля Дагирова провела очень интересную лекцию про организацию выставок, для молодых художников, это, думаю, полезно. И арт-тренинг Тимура Мусаева-Кагана "Знак - отправная точка для выработки арт-стратегии" - замечательная вещь! Как всегда весело, с уклоном в психологию", - рассказала Дидковская корреспонденту "Кавказского узла".

Участники  Северо-Кавказской биеннале - 2013. Каспийск, "Первая галерея", июнь 2013 г. Фото Имама ГусейноваПо мнению арт-критика, члена АИС Влады Бесараб, в отличие от первой биеннале, где четко различались произведения осетинских, ингушских, дагестанских авторов, "опознать" участников нынешней выставки не так просто.

"Остается констатировать, что объединение культур произошло. В рамках заданной темы это, безусловно, хорошо. Еще один плюс - небольшое количество фотографий. В прошлый раз их было слишком много и они в подавляющем большинстве были репортажными, а не художественными. Почти не представлена графика, а скульптура уступила место объектам. Представлено много видео-арта. В этом жанре очень уверенно дебютировал Муса Гайворонский. Его десятиминутная "История на обочине" состоит сразу из нескольких самостоятельных историй из жизни тех, кому в благополучном обществе потребителей не нашлось места. Заира Магомедова. "Работа". 2013. Фото предоставлено организаторами Северо-Кавказской биеннале - 2013Заира Магомедова представила сорокаминутное видео "Работа". Это, пожалуй, самое "женское" произведение выставки, но его сила не только в этом. Здесь конфликт перенесен извне вовнутрь. Героиня – наша современница, но одновременно и некая первая и единственная на Земле женщина", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Влада Бесараб.

По мнению арт-критика, 1300 зрителей – это большое достижение для северокавказского региона и, в частности, Дагестана, "ибо современное искусство априори рассчитывает на внимание современников, но, увы, не всегда его получает".

Джулия Картакаева. "Хромофобия". 2012 . Фото предоставлено организаторами Северо-Кавказской биеннале - 2013Директор "Первой галереи" и куратор проекта Джамиля Дагирова довольна тем, как прошла биеннале. "Все прошло, как задумала. В глобальном смысле биеннале для меня - это не просто тема, работы, мероприятия - это возможность и необходимость управлять художественным процессом, создавать условия, определять собственные векторы. Биеннале - это экспериментальная площадка для того, чтобы творчество двигалось, искало, спорило, взрывало, объединяло и рождало новое. И не важно, что нет шедевров - для их появления нужна повседневная практика, разные выставки и постоянное вращение художников - не останавливаясь. И в этом потоке появятся и шедевры, и новое отношение всех к искусству", - считает Джамиля Дагирова.

По ее словам, она уже начала подготовку к следующей биеннале. "Ее рабочее название – "В поисках Хочбара". Несмотря на критические замечания, что наша биеннале не отвечает мировым стандартам, мол, нет приглашенных звезд, нет иностранцев, я хочу и буду работать с местными художниками. Акцент - на их движения. Хотя, конечно, заявки будут приниматься от всех желающих", - отметила куратор проекта.

По словам Джамили Дагировой, часть работ, представленных на выставке в рамках II Северо-Кавказской биеннале, будет экспонироваться в филиале музея Народов Востока в городе Майкопе.

Автор: Наталья Крайнова источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

16 мая 2024, 01:25

  • Правозащитники назвали дело Мовсара Умарова типичным для Чечни

    Решение грозненского суда предоставить Эсет Умаровой материалы дела об исчезновении ее сына Мовсара дает некоторую надежду его семье, однако следствие вряд ли охотно исполнит его. Судьба жителей Чечни, исчезнувших подобно Умарову, зачастую остается неизвестной, констатировали правозащитники.

16 мая 2024, 00:26

15 мая 2024, 23:58

  • Три бойца из Дагестана убиты на Украине

    Магомед Айтимеров, Ахмед Магомаев и Шамиль Сидикбегов убиты в боях, сообщили власти двух районов. С начала военной операции на Украине власти признали убитыми как минимум 884 бойцов из Дагестана.

15 мая 2024, 23:37

15 мая 2024, 22:39

  • Закупка иномарок подчеркнула особый статус чеченских подразделений

    Автоэксперты оценили стоимость закупленных для чеченских подразделений бронированных автомобилей Toyota Land Cruiser 79 по меньшей мере в 250 миллионов рублей. Стоимость автомобилей призвана подчеркнуть особый статус чеченских подразделений, считают опрошенные "Кавказским узлом" экономист и кавказовед.

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей