13 декабря 2013, 20:48

В Азербайджане задержаны девять подозреваемых в участии в конфликте на религиозной почве

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Задержаны еще два подозреваемых в участии в вооруженном инциденте между салафитами и последователями религиозного течения «Хавариджи» в азербайджанским городе Сумгаите. Таким образом, общее число задержанных достигло девяти человек.

Как писал "Кавказский узел", инцидент произошел вечером 11 декабря в городе Сумгаит. По данным МВД и Генеральной прокуратуры Азербайджана, причиной конфликта стали религиозные разногласия между группами людей, относящихся к религиозным течениям «Хавариджи» и «Салафиты». В ходе конфликта, по данным правоохранительных органов, были использованы автоматическое оружие и гранаты. В итоге были ранены четыре человека и задержаны семь подозреваемых в участии в конфликте.

В ночь на 13 декабря полицейские задержали еще двух подозреваемых - местных жителей Эльчина Мирзоева и Техруза Султанова, сообщили сегодня в Управлении полиции города Сумгаит. О религиозной принадлежности задержанных не сообщается.

Сумгаитская полиция заявляет о продолжении оперативно-розыскных мероприятий по установлению личностей и задержанию других участников вооруженного инцидента. От других комментариев в управлении полиции отказались. В пресс-службе МВД также отказались комментировать ход расследования, заявив, что 12 декабря было распространено официальное сообщение по этому поводу.

«Кавказский узел» также не располагает комментариями родных и адвокатов задержанных. От вовлеченных в конфликт религиозных течений также не поступало никаких комментариев. Нет информации и о состоянии раненых, правоохранительные органы не сообщают больницы, куда они доставлены.

Эксперты: инцидент является результатом внешнего воздействия на религиозную ситуацию в стране

«Исторически в Азербайджане не было последователей радикальных религиозных течений. Большинство мусульман Азербайджана являются последователями традиционного шиизма. Что касается суннизма, то в Азербайджане больше всего были распространено ханафизм и частично – в северных регионах - шафеизм. Оба течения являются умеренными», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» обозреватель агентства Turan, эксперт по вопросам религии Тофиг Тюркель.

По его словам, «салафизм в Азербайджане стал распространяться после распада СССР под внешним воздействием стран Аравийского полуострова и опосредованно через Северный Кавказ». При этом, эксперт подчеркнул, что само течение салафизма - не однородно.

«Большинство верующих, исповедующих салафизм в Азербайджане, являются законопослушными гражданами, которые спокойно исповедуют свою веру. Однако среди салафитов есть отдельные немногочисленные радикальные религиозные группы, отвергающие другие течения ислама и считающие их последователей неверными», - добавил Тюркель.

Одним из таких радикальных течений, по его словам, является «Хавариджи», сторонники которого считают допустимой насильственную борьбу против неверных. По данным эксперта, это течение начало распространяться в Азербайджане с середины 2000-х годов "под влиянием внешних сил".

В частности, по словам Тюркеля, впервые «хавариджи» дали о себе знать с проникновением в Азербайджан летом 2006 года с Северного Кавказа группы Абу-Джафара - гражданина Саудовской Аравии Наиля Абдул Керим аль-Бедеви. Эта группа, по данным следствия, планировала теракты против посольств западных государств и была обезврежена в ходе спецоперации в ноябре 2007 года, сам Абу-Джафар был схвачен в Сумгаите. В июле 2008 года Абу-Джафар и члены его группы были приговорены к различным срокам тюремного наказания. Сам Абу-Джафар получил 14 лет лишения свободы.

По мнению Тюркеля, «хавариджи» также стояли за вооруженной атакой на салафитскую мечеть «Абу-Бекр» в Баку в августе 2008 года. Эта группа также была впоследствии обезврежена.

Однако, как полагает эксперт, на время приостановив свою деятельность, представители радикального течения вновь активизируются. На его взгляд, инцидент в Сумгаите, скорее всего, произошел с участием «хавариджей» и той части салафитов, которые "также готовы за веру пойти на радикальные шаги". «Однозначно что-либо говорить трудно. Многие салафитские группы действуют в подполье. Кроме того, они немногочисленны. К примеру, общее число «Хавариджей» вряд ли превышает 500 человек. Они в основном присутствуют в северных и северо-западных регионах страны», - пояснил эксперт.

По его словам, «Сумгаит также стал местом распространения радикальных течений, и тому есть свои причины». «Сумгаит - новый город, он построен в конце 1940 годов 20 века, поэтому здесь нет устоявшихся религиозных традиций, и радикалам легче рекрутировать в свои ряды молодых людей. С другой стороны, после распада СССР многие предприятия этого промышленного города остановились, что стало причиной высокого уровеня безработицы, особенно среди молодежи», - отметил Туркель.

Однако, по мнению эксперта, в целом почвы для распространения радикальных течений в Азербайджане нет. «Традиционно в Азербайджане шииты мирно сосуществовали с суннитами. В последние два десятилетия распространяется также салафизм. Однако общее число последователей этого течения не превышает 25-30 тысяч человек, из которых подавляющее большинство являются сторонниками умеренного крыла салафизма», - считает эксперт.

По его словам, «лишенные массовой поддержки радикалы не способны кардинально влиять на религиозную ситуацию». «Как только они какими-либо действиями дают себе знать, правоохранительные органы пресекают их», - сказал Тюркель. Примером тому Тюркель назвал недавний арест членов радикальной группы, которая, по данным полиции, готовила взрыв в шиитской мечети «Мешеди Дадаш» в Баку, направленный против ее руководителя, богослова Шахина Гасанли (Гасанова).

Сам Шахин Гасанли (Гасанов) также считает, что в Азербайджане нет почвы для распространения религиозного радикализма. «В Азербайджане, как и в Турции, нет радикализма на религиозной почве, что связано с построением религии на основе ирфана (философия, поощряющая человека к совершенству, - прим. «Кавказского узла»). Религиозные группы, основывающиеся на ирфане, никогда не заостряют внимание на вопросах мазхабов (течений, - прим. «Кавказского узла») в исламе. Ирфан поощряет человеколюбие», - сказал он корреспонденту «Кавказского узла».

Джуварлы: религиозный конфликт - следствие репрессивной политики властей против верующих

«Власти без разбору оказывают давление на представителей всех религиозных течений – шиитов, суннитов, салафитов. С одной стороны, они пытаются показать Западу наличие некоей исламской угрозы и оправдать свою политику подавления политических свобод. С другой стороны, власти действительно опасаются религии как фактора, организующего людей. Однако давление на верующих вызывает противоположный эффект, и они радикализуются», - заявил член Азербайджанского национального общественного комитета по евроинтеграции (АНОКЕИ) Тогрул Джуварлы.

При этом, по его словам, возникают разногласия между радикалами и умеренными религиозными группами. «Радикалы считают, что на нарушения прав верующих надо отвечать адекватно, а умеренные «смиренностью» потворствуют власти», - подчеркнул эксперт.

По его словам, «росту радикализма способствует и отсутствие диалога власти с общинами». «Власти даже не ведут диалог с умеренными, прогрессивными религиозными деятелями. К примеру, после атаки на мечеть «Абу-Бекр» власти закрыли эту мечеть. Хотя ее имам Гамет Сулейманов, будучи образованным человеком, вел пропаганду умеренного ислама. Атака собственно была совершена с целью расправы над ним», - напомнил Джуварлы.

На его взгляд, дальнейшее ухудшение социального положения населения может подхлестнуть рост радикализма среди верующих. «Если после недавнего повышения цен на бензин и дизельное топливо будут повышение также тарифы на электроэнергию, воду, газ, это приведет к скачку инфляции до 20% год. Это, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему обеднению населения. Такая ситуация будет благодатной почвой для роста религиозности населения и активизации радикальных групп», - сказал Джуварлы.

Вместе с тем, на его взгляд, в Азербайджане сильны традиции светского общества, и стране "вряд ли грозит исламская революция по модели Ирана". "Хотя нельзя исключать в среднесрочной перспективе и кратковременного политического успеха исламистов по примеру Египта. Но при любом раскладе, на мой взгляд, создание в Азербайджане религиозного государства с шариатскими законами мне кажется маловероятным", - сказал Джуварлы.

Представители Государственного комитета по работе с религиозными структурами и Управления мусульман Кавказа не комментируют вооруженный инцидент на религиозной почве в Сумгаите. В этих ведомствах сослались на отсутствие подробной информации и продолжение следствия по этому делу правоохранительными органами.

Автор: Фаик Меджид источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

26 апреля 2024, 11:16

26 апреля 2024, 10:41

26 апреля 2024, 10:08

26 апреля 2024, 09:17

  • Кубанские станичники продолжили борьбу против мусорного полигона

    Жители станицы Советская Новокубанского района приняли решение выйти 28 апреля на митинг против мусорного полигона, который власти планируют обустроить около станицы, несмотря на наличие краснокнижных растений и объектов культурного наследия. В это место планируется свозить мусор сразу из 15 поселений. Если власти одобрят этот проект, то ситуация обернется экологической катастрофой, отметили экологи и активисты.

26 апреля 2024, 08:33

  • В суде по делу Инала Джабиева озвучены показания о пытках

    На процессе по делу о смерти Инала Джабиева озвучены показания потерпевшего Герсана Кулумбегова, который рассказал следствию, что 23 августа 2020 года был доставлен силовиками в прокуратуру, а затем в ИВС, подвергся жестокому избиению и под давлением дал показания. Находящиеся на скамье подсудимых силовики отвергли его обвинения.

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей