Автомобиль полиции на улице Нардарана. Фото Азиза Каримова для "Кавказского узла"

10 августа 2016, 22:20

Подсудимые по "Нардаранскому делу" рассказали суду о пытках

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

О пытках после задержания заявили сегодня суду в Баку подсудимые Али Нуриев, Агиль Исмайлов, Расим Джебраилов и Закир Мустафаев. Суд должен принять во внимание заявления подсудимых о пытках, считает правозащитник Музаффар Бахышов.

"Кавказский узел" писал, что 26 ноября 2015 года в Нардаране в ходе спецоперации силовики задержали 14 человек, в том числе лидера движения "Мусульманское единство" Талеха Багирзаде. Это спровоцировало беспорядки, в ходе которых были убиты семь человек. В числе обвиняемых по делу - зампредседателя партии Народного фронта Азербайджана Фуад Гахраманлы, который был задержан 8 декабря 2015 года и обвинен в подстрекательстве к религиозной экстремистской деятельности жителей поселка Нардаран. Подсудимые по "Нардаранскому делу" не признали свою вину в ходе заседания суда 3 августа.

Талеху Багирзаде предъявлены обвинения в умышленном убийстве, терроризме, организации массовых беспорядков, незаконном обороте огнестрельного оружия и боеприпасов, в создании вооруженных формирований, возбуждении религиозной вражды, сопротивлении или применении насилия в отношении представителя власти и попытке насильственного захвата власти, а также организации действий, способствующих нарушению общественного порядка.  На заседании 4 августа он обвинил власти в провокации в Нардаране.

"Телеканалы в своих репортажах искажают наши показания"

Очередное заседание по делу состоялось сегодня в Бакинском суде по тяжким преступлениям при повышенных мерах безопасности. Усиленные наряды полиции наблюдали за собравшимися у здания суда сторонниками обвиняемых, которых собралось около 60 человек, передает корреспондент "Кавказского узла"

Из-за ограниченного количества мест в судебном зале на процесс вновь не попали многие журналисты и активисты. Вместе с тем в зал заседаний были пропущены сотрудники посольств ряда государств и миссии ЕС. На заседание суда смогла попасть судебный обозреватель газеты "Азадлыг" Айтен Мамедова. По ее словам, на процессе "были продолжены слушания обвиняемых".

Однако в самом начале заседания Талех Багирзаде заявил протест. По его словам, он "выступает против представления в репортажах из суда на телеканалах Азербайджана обвиняемых как террористов", сообщила Мамедова корреспонденту "Кавказского узла".

"Нас представляют как террористов, шпионов. Телеканалы делают это по указанию представителей администрации президента Азербайджана. Наши показания представляют в искаженном свете", - заявил Багирзаде.

"Мы не боимся Ильхама Алиева. Мы ведем борьбу за демократический строй. Мы знаем, что вы огласите тот приговор, который вам продиктуют", - процитировала выступление Багирзаде журналистка Мамедова.

В ответ на заявление Багирзаде председательствующий судья Аловсат Аббасов сказал, что он не может "контролировать то, как пресса освещает процесс".

"В грузовике находились раненые и тела погибших"

Затем в ходе заседания суда продолжился допрос обвиняемых, отметила Айтен Мамедова. В частности, обвиняемый Расим Джебраилов рассказал, что 26 ноября Багирзаде и группа верующих "находились в доме Абульфаза Буньядова в Нардаране для проведения церемонии по случаю месяца Мухаррам (первый месяц мусульманского календаря, один из четырех запретных месяцев, о которых говорится в Коране. - Прим. "Кавказского узла")".

По его словам, когда сотрудники полиции ворвались в дом, верующие совершали намаз.

"Я находился на кухне, мыл посуду. Услышав громкие голоса, я вышел во двор и увидел около 70-80 человек в масках, которые окружили дом. Из них некоторые, начав стрельбу, ворвались в дом. Стреляли как резиновыми, так и боевыми патронами. Нас заковали в наручники и, как мусор, бросили в грузовую машину. В машине были раненые, тела погибших. Тем не менее сотрудники полиции ходили по нам", - процитировала Джебраилова Мамедова.

Джебраилов далее сообщил, что в Главном управлении по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД "задержанных подвергали пыткам, пускали через них электрический тон". Он отметил, что дал признательные показания под пытками, сказала Айтен Мамедова.

"Меня повезли в Нардаран и потребовали сказать на видео, что Талех Багирзаде раздал нам оружие и приказал стрелять по полиции. На самом деле никакого оружия у нас не было. Следствие пишет, что якобы оружие заранее привез в Нардаран заместитель Багирзаде Аббас Гусейнов. Его самого жестоко пытали, чтобы он признался в этом. Аббас находился со мной в одной камере, его так избили, что он даже не мог шевельнуться от боли", - отметил Расим Джебраилов.

Джебраилов также отверг обвинения в том, что подсудимые пытались совершить госпереворот, рассказала Мамедова.

"От меня требовали дать показания против Багирзаде"

Обвиняемый Закир Мустафаев в ходе заседания сообщил, что был арестован через месяц после операции в Нардаране. Он также заявил, что операция проводилась во время намаза, отметила Айтен Мамедова.

"Люди в масках ворвались в дом во время намаза. Некоторых стали задерживать, некоторым связывать руки. Когда увели Талеха Багирзаде, один из полицейских закричал, что "операция завершена, все на выход". Мне руки потом развязали женщины. А через месяц вызвали в полицию и задержали. В "бандотделе" (ГУБОП) меня пытали и требовали дать показания, что Талех Багирзаде готовит переворот", - рассказал Мустафаев.

При этом он в зале суда поклялся на Коране, что у него не было никакого оружия, обратила внимание Мамедова.

По ее словам, обвиняемый Агиль Исмайлов также назвал содержание обвинительного акта "ложью и клеветой". По словам Исмайлова, его в ГУБОП избивали 5-6 человек.

"Они написали, что у меня в кармане якобы было граната - "лимонка". Но я даже не знаю, как выглядит "лимонка", - рассказал Исмайлов.

Он также пожаловался на "бессовестность" адвоката по назначению. "Я спросил у государственного адвоката, что за статья 120 ("убийство"), в Уголовном кодексе Азербайджана? А он мне ответил, чтобы я "не беспокоился, так как ничего серьезного". Этот человек не защищал меня", - сказал Исмайлов.

"Суд должен изучить заявления обвиняемых о пытках"

В свою очередь обвиняемый Рамин Ярыев сообщил суду, что, хотя в момент задержания он не достиг совершеннолетия, его "родителей не пригласили на допрос в качестве законных представителей". Ярыев также сказал, что начал совершать намаз всего за три месяца до ареста, рассказала Айтен Мамедова.

Еще один обвиняемый, Али Нуриев, сообщил суду, что "в него в ходе спецоперации попали семь резиновых пуль". По словам Нуриева, его "подвергали в полиции избиениям и сломали несколько зубов", отметила Мамедова.

"Мукам были подвергнуты и мои родители. Моей семье сказали, что мне ампутировали ногу. 30 декабря, когда я позвонил домой из СИЗО, мать не поверила, что на самом деле мне ногу не отрезали. Только здесь, в суде, она убедилась и успокоилась, что с ногами у меня все в порядке. В ГУБОП меня заставили подписать 6-7 листов белой бумаги. Мне угрожали убийством", - процитировала заявление подсудимого журналистка Мамедова.

Все обвиняемые по делу заявляют о применении против них пыток, заявил корреспонденту "Кавказского узла" после заседания суда адвокат Талеха Багирзаде.

"Заявления обвиняемых сходятся по времени, по фактам, и игнорирование этого обстоятельства будет означать игнорирование самого права и закона. Позиция стороны обвинения уже разваливается, на первых заседаниях. У нас будут ходатайства, которые окончательно докажут, что дело было сфальсифицировано", - сказал Садыгов.  

Глава Фонда исследований "Правовое государство" Музаффар Бахышов считает, что "суд должен расследовать заявления обвиняемых о пытках".  Как считает Бахышов, изложенные в показаниях обвиняемых "факты пыток подпадают под действие статьи 293 УК".

"Согласно этой статье, если должностное лицо применяет пытки в отношении другого лица, то эти действия влекут уголовное наказание сроком от 3 до 8 лет лишения свободы. Кроме того, согласно статье 121 УПК, показания, полученные следствием путем насилия, пыток, угроз считаются недопустимыми доказательствами", - сказал Бахышов корреспонденту "Кавказского узла".

Следующее судебное заседание назначено на 11 августа. На процессе планируется продолжить допрос обвиняемых, сообщает корреспондент "Кавказского узла".

В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане". Новости о случаях преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказским узлом" публикуются на странице "Преследование активистов".

Автор: Фаик Меджид источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

29 марта 2024, 08:30

29 марта 2024, 07:42

29 марта 2024, 06:46

29 марта 2024, 05:48

29 марта 2024, 04:49

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей