Северо-Кавказский окружной военный суд. Фото Константина Волгина для "Кавказского узла"

24 января 2019, 03:46

Обвиняемые в терроризме жители Ингушетии заявили о пытках

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Саламхан Сампиев, Руслан Эсмурзиев, Хусен Китиев, Магомед Аматханов и Эльберт Харсиев, обвиняемые в подготовке терактов в Ингушетии и у посольства Франции в Москве, заявили о своей невиновности. По их словам, признательные показания они дали под пытками.

Как писал "Кавказский узел", 15 ноября 2016 года ФСБ объявила о задержании пяти человек, планировавших, по версии силовиков, устроить теракты в Ингушетии и Москве. Источник "Кавказского узла" в правоохранительных органах озвучил имена обвиняемых: это Саламхан Сампиев, Руслан Эсмурзиев, Хусен Китиев, Магомед Аматханов и Эльберт Харсиев. Все пятеро заключены под стражу, следствие считает, что они связаны с запрещенным в России судом "Исламским государством"*. Отец Эльберта Харсиева заявил, что граната была подброшена сыну во время обыска. 

23 января Северо-Кавказский окружной военный суд продлил на три месяца до 27 апреля истекающий срок содержания под стражей для жителей сел Экажево и Яндаре, города Малгобека и станицы Орджоникидзевской Ингушетии Саламхана Сампиева, Руслана Эсмурзиева, Хусейна Китиева, Магомеда Аматханова и Эльберта Харсиева, передает из зала суда корреспондент "Кавказского узла".

По версии обвинения, они состояли в вооруженной группировке, планировавшей устроить теракты в Ингушетии и у посольства Франции в Москве. Согласно обвинительному заключению, лидером подсудимых был убитый силовиками 7 октября 2016 года Зубайри Саутиев, который вернулся из Сирии. Подсудимым предъявлены различные обвинения по статьям 205 («Террористический акт») и 222 («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов»).

23-летний Зубайри Саутиев был убит 7 октября во время спецоперации в пригороде Назрани – Насыр-Корте. По словам отца одного из обвиняемых Эльберта Харсиева, сын приходится двоюродным братом Саутиеву по материнской линии.

Все подсудимые в суде отрицали свою вину. Они заявили, что признательные показания по делу из них были выбиты под пытками.

Результаты проверки заявлений подсудимых о применении к ним недозволенных методов ведения следствия 23 января поступили в суд, однако не были оглашены, поскольку прокурор Анзор Полонкоев, адвокаты и подсудимые не были с ними ознакомлены. Чтобы участники процесса успели ознакомиться с результатами проверки, судья объявил длительный перерыв до 10.00 мск 4 февраля. Поскольку стороны обвинения и защиты уже завершили представление доказательств, судья также призвал их готовиться к прениям.

Адвокат заявил, что Харсиева пытали током

После окончания заседания адвокат Эльберта Харсиева Андрей Бондарев  выразил корреспонденту "Кавказского узла" недовольство работой правоохранительных органов и обвинил их в фабрикации дела в отношении его подзащитного. По его словам, проверка по заявлению Ахмеда Харсиева, отца его подзащитного, была «проведена не в полном объеме».

«Не все должностные лица, участвовавшие в обыске в доме Харсиевых и нашедшие «хаттабку» (самодельное взрывное устройство - прим. "Кавказского узла"), были допрошены. Также не была допрошена мать Харсиева, которая в этот момент находилась дома. Считаем, проверка была проведена формально. Мы с ее результатами не согласны, будем обжаловать», - заявил Бондарев.

Адвокат отметил, что Харсиеву не вменяется участие в подготовке терактов.

«Его обвиняют в пособничестве терроризму. Якобы Саутиев, являющийся ему двоюродным братом, приходил к Харсиеву со своим ноутбуком, и тот оказывал ему помощь в настройке ноутбука. Ставил ему драйвера и программы, помогавшие Саутиеву связываться с боевиками в Сирии. Также моего подзащитного обвиняют в хранении дома «хаттабки». Мы эти обвинения отвергаем. Они были сфальсифицированы», - отметил защитник.

Андрей Бондарев пояснил, что на стадии предварительного следствия Харсиев давал признательные показания, но они были добыты с помощью пыток.

«Он был задержан... 14 ноября 2016 года. С момента задержания его пытали током, надевали на него маски, раздевали догола, бросали в подвал. Только после пыток Харсиев дал признательные показания, что якобы устанавливал программы своему брату и что хранил дома гранату. Признательные показания были набраны заранее... Харсиев от них отказался. К сожалению, из-за пассивности его первых адвокатов Харсиевым не были своевременно написаны жалобы», - посетовал Юрий Бондарев.

«Что касается условий содержания здесь, в ростовском СИЗО-1, то у моего подзащитного жалоб нет», - добавил защитник.

В СИЗО Эсмурзиев потерял зрение на одном глазу

Жалобы на состояние здоровья и содержание в СИЗО-1 высказал по просьбе Руслана Эсмурзиева его адвокат Илья Лихачев.

«Эсмурзиев - профессиональный спортсмен, занимался ММА. Из-за перенесенных травм у него начало ухудшаться зрение, отслоение сетчатки. Еще до ареста Эсмурзиеву в Москве была проведена операция, ему ввели силиконовое масло, которое следовало удалить через определенный промежуток времени», - рассказал адвокат корреспонденту «Кавказского узла».

«Однако и на следствии, и в суде этот раствор удален не был, и не было продолжено лечение. В Ингушетии (и) в Ростове-на-Дону..., Руслан неоднократно обращался с просьбой провести медицинское обследование и оказать ему необходимую помощь, но у него были отказы по этому поводу. В настоящее время Эсмурзиев полностью потерял зрение на одном глазе, и теперь оно ухудшается на другом. Наши обращения в прокуратуру до сих пор не услышаны. Теперь мы подготовили ходатайство на наличие уже инвалидности и изменении в связи с этим меры пресечения. Кроме того, в Ростове-на-Дону ему не дают ознакомиться с материалами дела, несмотря на то, что суд разрешил ему это», - закончил Лихачев.

Комментариями других сторон процесса относительно слов адвокатов "Кавказский узел" пока не располагает.

"Кавказский узел" следит за ситуацией в Ингушетии и ведет хронику происходящих в республике вооруженных инцидентов, спецопераций и похищений людей. Новости о влиянии ближневосточной войны на ситуацию в регионах Кавказа "Кавказский узел" размещает на специальных тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата". В разделе "Справочник" опубликован материал "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ".

* – Организация признана экстремистской, ее деятельность в России запрещена по решению суда.

Автор: Валерий Люгаев источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

16 мая 2024, 05:08

16 мая 2024, 04:09

16 мая 2024, 03:10

  • Обвинение потребовало девять лет для Михаила Балабанова

    В ходе прений в Южном окружном военном суде прокурор потребовала приговорить 21-летнего Михаила Балабанова к девяти годам заключения по обвинению в подготовке к поджогу военкомата в Невинномысске. Вина Балабанова доказана не была, в деле есть признаки фальсификации, указала защита, попросив оправдать подсудимого.

16 мая 2024, 02:11

16 мая 2024, 01:25

  • Правозащитники назвали дело Мовсара Умарова типичным для Чечни

    Решение грозненского суда предоставить Эсет Умаровой материалы дела об исчезновении ее сына Мовсара дает некоторую надежду его семье, однако следствие вряд ли охотно исполнит его. Судьба жителей Чечни, исчезнувших подобно Умарову, зачастую остается неизвестной, констатировали правозащитники.

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей