RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

Красная Поляна в "Путеводителе по Черноморскому побережью Кавказа" 1910 года.

01:32, 26 сентября 2012

Путеводители Григория Москвича занимают особое место в истории изучения Сочи и Черноморского побережья. Москвич – частный предприниматель, владелец экскурсионного бюро в Кисловодске, имевшего отделения на вокзалах по всему Кавказу – от Пятигорска до Новороссийска. Москвич благодаря специальным гибким договорам с владельцами транспорта  в течение 25 лет, с 1888 по 1913 гг., организовывал относительно дешевые экскурсии по Кавказу для интересующейся публики. Поезда, автомобили, экипажи, пароходы – Москвич перевозил своих клиентов на всех доступных видах транспорта. Москвич, кроме того, написал и издал 10 разных путеводителей в 134 изданиях тиражом 500 тыс. экземпляров, став почти что основателем жанра путеводителей по Кавказу.

Предлагаю Вашему вниманию отрывок о Красной Поляне из его «Путеводителя по Черноморскому побережью Кавказа», изданного в 1910 году.  

«Черкесы называли это место Кбааде, - что значит по-русски Красная Поляна, хотя многие ошибочно говорят, что назва­ние произошло от густых зарослей папоротника, окрашивающегося осенью в красный цвет.

   Горцы Кбааде не сдавались русским. Они так были уверены в не­приступности своей, когда все другие горцы Кавказа признали уже полную невозможность борьбы и изъявили покорность, что и слышать об этом не хотели. (…)

  По приказу Великого Князя Михаила Николаевича против горцев Ахчипсу (Кбаа­де) было одновременно с разных сторон двинуто четыре отряда по ре­кам Псоу, Мзымта, Сочи и Лабе. Вытеснив всех горцев, 20 мая 1864 г., все отряды сошлись в Кбааде, куда прибыл Великий Князь и в грозно-поэтической обстановке, 21 мая 1864 г., в присутствии 25-тысячного от ряда был отслужен молебен и прочитан высочайший манифест об окон­чании войны и покорении всего Кавказа. По просьбе командиров всех собравшихся в Кбааде отрядов, Великий Князь Михаил Николаевич дал Кбааде наименование — Романовск.

  7 июня 1899 г. название Романовск было Высочайше установлено законом, образовавшим на этом месте гор. Романовск.

  Черкесы, населявшие Кбааде, переселились частью в Турцию, ча­стью в Кубанскую область, наши войска удалились и Красная Поляна опустела. Мало по малу сады задичали и заросли лесом, пчёлы частью по­гибли, частью расселились в дуплах деревьев и трещинах скал, мине­ральные источники заболотились и обросли непроходимыми колючка­ми, жилища превратились в груды камней. Дороги обрушились. Красная Поляна опустела, культурные земли заполнил дикий лес.

  Малоазийские греки, жившие в Ставропольской губернии, почти все турецкие подданные, иногда переписывались со знакомыми и род­ственниками, оставшимися в Турции, и через них получали сведения, что за перевалом Псеашхо, в долине реки Мзымты черкесами остав­лены богатейшие земли, которые с уходом русских на север, вероят­но, пустуют. По этим указаниям, греки отправили охотников за пере­вал — разыскать эти земли. И Красную Поляну нашли.

   В 1878 г. во главе с Фанаиловым и Ксандиновым — около 30 гре­ческих семейств переселились на Красную Поляну и принялись за очи­стку земли, успевшей густо зарасти за 14 лет пустования.

  Позднее переселились на Красную Поляну эстонцы и начальство отвело им земли в долине реки Мзымты, выше греков. Переселенцы устроились отлично и жили припеваючи.

Церковь на Красной Поляне. Фото начала ХХ века.

В девяностых годах высшие власти заинтересовались землями Чер­номорского побережья. Были командированы различные комиссии для изучения и розыска земель, годных для культуры, лечебных мест, дач и т.п. Стали ездить на побережье министры и чиновные люди. О по­бережье усиленно заговорили. В это-то время вспомнили о Красной Поляне и нашли греков, приютившихся в горах и успевших уже прочно поставить на ноги свои хозяйства.

    Устроитель Черноморского побережья Н.С. Абаза решил исполь­зовать Красную Поляну как горное лечебное место (…) В 1898 г. Абаза с комиссией посетил Красную Поляну, чтобы ближе ознако­миться со всеми условиями и дать дальнейшее направление заселению Поляны. (…) Но, спустившись на Красную Поляну с Аибгинского хреб­та, все лица, сопровождавшие Абазу, были поражены теми красота­ми, которые развернулись перед ними. Для всех стало ясно, что здесь будет горное лечебное место.

   По проекту архитектора Александра Носаневича в 1901 году на склоне хребта Ачишхо был построен Охотничий домик на случай приезда Императора. Крупный земельный участок был объявлен заповедником, предназначался для царской охоты.

Абаза решил земли разбить на городские участки, а склоны гор — на культурные, под сады и дачи, устроить санатории, разработать ми­неральные источники. Комиссия проработала здесь несколько дней. Было обращено внимание на красоты Красной Поляны, плодородие почвы, минеральные источники, задичалые черкесские сады и проч.

   Красная Поляна лежит почти у подножия главного Кавказского хребта и окружена со всех сторон высокими горными хребтами. Пло­щадь ее, в несколько квадратных верст, почти без всякого горизонта, замкнута зелеными склонами гор, вершины которых уходят в область альпийских лугов. На некоторых это производит давящее впечатле­ние, становится тесно и хочется вырваться на простор... Высота По­ляны над уровнем моря точно не установлена: по одним сведениям — 180 ф, по другим — 240 ф. 

  (….)  

  Особенно хо­роша на Красной Поляне осень. В ноябре ложится снег. Зимой моро­зы не сильны, много ясных дней. Ветры слабые, в особенности в кон­це лета, осенью и зимой. Вообще климат Красной Поляны теплый, сол­нечный, довольно сухой (к сожалению, метеорологической станции до сих пор нет). Снег идет на Красной Поляне при полном безветрии. Снежная пелена медленно опускается с неба и ложится ровным слоем на землю. Снег выпадает на Красной Поляне сразу в огромном коли­честве и сообщение в экипажах с побережьем иногда на некоторое вре­мя прекращается.

   Шторм Мзымты под греческим мостиком. Фото начала ХХ века.

Находят весьма благоприятным, что Мзымта течет около Крас­ной Поляны в глубоком русле. От этого на Поляне меньше сырости, туман тянется над Мзымтой, расползается по низинам и совершенно не захватывает Поляну, не говоря уже о склонах гор. Малярии на Красной Поляне совершенно не наблюдалось, и с берега издавна ез­дят сюда греки к своим родственникам и знакомым лечиться от этой болезни. Иногда даже с этой целью переселяются в балаганы на аль­пийские луга, где горцы пасут свой скот.

   Когда жизнь на Красной Поляне разовьется и примет более со­вершенные формы, альпийские луга будут использованы не только как выгоны, но и для лечебных целей. На всем Черноморском по­бережье едва ли найдется другое место, как Красная Поляна, где та­кое богатое сочетание красот природы с замечательно здоровым воз­духом".