RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

Почему главный олимпийский стадион называется "Фишт" и о мифологии гор у черкесов

18:04, 26 октября 2013

Главный стадион Олимпиады в Сочи-2014 носит название горы Фишт. Как говорится на официальном сайте Олимпийских игр, «гора Фишт возвышается на 2 857 м. над уровнем моря и входит в число наиболее популярных и известных вершин на российских просторах. В переводе с адыгейского языка название горы означает «Белая голова», «Белая изморозь» или «Седоглавый». Свое название гора получила благодаря леднику на ее вершине. Сверкающая снежная шапка послужила и прообразом оригинальной архитектурной концепции центрального олимпийского стадиона. Кстати, прозрачная крыша этого спортивного сооружения позволит зрителям рассмотреть гору от подножия до пика».

 В этом посте – о культе гор у черкесов…

 В культуре и мифологии многих народов гора- образ мира, модель Вселенной, в которой отражены все основные элементы и параметры космического устройства. Гора находится в центре мира, там, где проходит его ось.

 Александр Дюма в своих записках «Кавказ» (Дюма путешествовал по Кавказу в 1858-1859 гг.) приводит легенду об образовании Большого Кавказского хребта:  

«В стародавние времена жил да был на самой высокой из гор Кавказа - тогда еще гряды ровных, зеленых холмов - Отшельник. И повадился к нему ходить в гости Бляго (Дьявол). (Примечание от меня- Дюма, конечно, ошибался, переведя Бляго как "Дьявол". В адыгской мифологии и фольклоре персонажс таким именем - это дракон или змееподобное чудовище. О чем справедливо заметили читатели в своих комментариях. Спасибо!). Безжалостно мучила нечистая сила старца - не было у Отшельника ни дня покоя. И обратился Отшельник за помощью к Богу, и разрешил ему Бог проучить хорошенько исчадие ада. 
Отшельник раскалил на огне добела клещи и стал ждать, когда появится Бляго. Как только Бляго подошел к хижине и, как всегда, просунул в нее голову, чтобы испугать своим мерзким видом Отшельника, ловкий старец сотворил крестное знамение и схватил нечистую силу за нос раскаленными клещами. 
Бляго взвыл от боли и принялся в ярости топать ногами и хлестать все вокруг хвостом. И такой величины был у него хвост, что вздыбил он всю землю от Анапы до Баку. 
Каждый удар хвоста, обезумевшего от боли Бляго, прокладывал в некогда аккуратных, ухоженных Богом холмах пропасти и стремнины, разрезал расщелинами плодородные долины и вздымал до небес целые горы. Таким - в полнейшем и живописном беспорядке - остался Кавказ во веки веков, вплоть до наших дней».

У всех горских народов, в том числе и живущих на Кавказе, сложилась специфическая космософия, т. е. особый, вечнопознаваемый мир, который включает не только их географическое  пространство, но и сакральный смысл.

 

Artur Grottger. Escaping Circassian 1858 г.

«Космо-психо-логос горцев особый, и основным Космосом выступают у них Горы. Горы у горцев больше, чем горы, они у них и Дом, и Небо, спасение и опасность. Горы у них – связующее звено между Землей, ими и Небом. Горы – это вечность для их обитателей. Горы – это вечный их очаг Исходя из этих особенностей своего Космоса, горцы обустроили свою жизнь и создали особый мир», - пишет черкесский исследователь К.Унежев.

Горы предопределяют менталитет людей, влияют на поведение, на характер восприятия информации, на отношения с другими людьми. Горы  существуют рядом с людьми всю их жизнь, горцы рождаются с горами и умирают вместе с ними.  Горы – особый таинственный мир. Они требовательны к человеку – не прощают ему измен, грубых слов, крика, они требуют внимания, благоговения, почтительного тона в разговоре, иногда даже шепота.

Самым святым местом у героев черкесского нартского эпоса была Харама-гора (Хьэрамэ Iуащхьэ). На ней восседал Тхашхуэ (самый главный бог из всех богов адыгов) и решал их судьбы. С вершины этой горы обращались к нартам и другие боги. Именно на вершине этой горы главный герой нартского эпоса, богатырь Сосруко, добыл огонь для своих соплеменников. Именно на этой же горе, или у подножия этой горы убили его самого.

Черкесы в знак своего почтения к горам приносили им жертвы, на горных перевалах до сих пор находят наконечники стрел и пули. В древних фольклорных текстах упоминается бог Кушхэтх (Къушъхьэтхь - букв.: «къушъхьэ» - гора, «Тхьэ» - бог), или Кушхамтха (Къушъхьэм итхь - бог горы), но этот образ не получил развития.

Для черкесов главная гора – Эльбрус (Ошхамахо, или Ошхэмаф). Адыг уверен, что эта гора ему дает и жизнь, и благополучие в этой жизни. Поэтому Эльбрус переводится как «Гора счастья». Эта гора для адыга как бы Верховный Бог, она – гора гор. И по сей день пожилые черкесы вспоминают, как их предки когда-то прислушивались к «настроению» Эльбруса, буквально ловили его дыхание.  

В старину «почитали Эльбрус и нередко молились в его сторону, там как будто бы находится местопребывание богов».

Этот мотив содержит и эпос черкесов «Нарты». Предания указывают на то, что Тхэшхо (Всевышний), Псэтх (Бог души), даже злое божество Пако (покровитель атмосферных явлений), живут на вершине Эльбруса, поэтому нарты считали эту гору священной.

Отважные герои нартского эпоса не могли подниматься на Ошхамаф только по своему желанию, а лишь по приглашению богов. Один раз в год боги приглашали разделить с ними трапезу и санопитие  самого отважного нарта, и он награждался бокалом божественного вина. Нарты часто клялись именем Ошхэмафа.  

Одним из традиционных обращений к священному Ошхэмафу является и фраза, с которой нарт Канж подошел к горе. Он, положив в одну из горных расщелин родившегося сына нарта Шэуая, сказал: «Ты нам даешь при желании и при желании отбираешь».

 Нарт Шэуай, выросший на горе Ошхамаф, питаясь льдинками и горной водой, в минуты тревоги обращается к своей воспитательнице. Отправляясь в первый поход, Шэуай просит священную гору:

 

- Ошхэмаф, наш Тхэ,

Чьим молоком меня вскормили,

Что у меня была вместо люльки,

Прошу моя мать,

Подними буран….

 

Не только Шэуай преклоняется перед горой, его конь при первой встрече с Шэуаем восклицает: «Клянусь именем Ошхэмаф, что никогда не подведу тебя!»

Люди, считая гору Ошхамаф священной, боялись взбираться на неё. Место пребывания богов не должно быть доступно простому человеку. Кто нарушит запрет, тот непременно должен был наказан.

 Некоторые горы черкесы считали местами, где бывают нечистые силы.  Л.Я. Люлье в книге «Черкесия» писал: «между черкесами  существует поверие, что удды (нечисть-НН) весною, в известную ночь, собираются на вершине горы, называемой Себеркуасха, приезжая туда верхом на животных всякого рода, как домашних, так и диких. Ночь проводят они в пиршестве и плясках, а перед рассветом, схватив мешки, в коих у них содержатся все блага земные, а у других все вредное человечеству, в том числе и болезни, разлетаются по домам своим. Те из уддов, которым мешка не досталось, гонятся за другими, стараясь отнять у них оные. Таким образом, все болезни, коими страдает человечество весною, приписываются уддам».  

Использованы материалы статьи:  Куек А. Отражение культа горы и камня в адыгской мифологии// Вестник АГУ. Серия2. Майкоп, 2012.