RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

"Рай под ногами ваших матерей". О почитании Матери на Северном Кавказе

16:06, 26 ноября 2013

24 ноября в России отмечали День Матери. Праздник был введен в государственный календарь в период президентства Ельцина — по его указу 1998 года Днем матери считается последнее ноябрьское воскресенье.

В этом посте - о том, как традиции народов Кавказа предписывали детей относиться к своим мамам, какие поведенческие запреты существовали и существуют в общении с матерями, каковы обязанности взрослых детей по отношению к родителям и о многом другом.

В Исламе, который во многом регулирует общественную и личную жизнь на Северо-Восточном Кавказе, есть несколько хадисов (хадис — предание о словах, поступках и молчании Пророка Мухаммада) об отношении к матери. Один из известных гласит, что «рай находится под ногами матерей».

Мусульмане считают, что из родителей большего внимания заслуживает мать, так как она выносила, родила, вскормила ребенка, вынесла все бессонные ночи..

Портрет матери с детьми. Цунтинский район,с. Сагада. Дагестан. 1988. Фото профессора Юрия Карпова с сайта www.kunstkamera.ru

 

«Некто пришёл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), - говорится водном из хадисов, - и спросил: «Кому в первую очередь нужно делать добро?» Ему ответили: «Матери». «Потом кому?» – «Матери». «Потом кому?» – «Матери». «Потом кому?» – «Отцу, потом близким родственникам, потом ещё близким...» – был ответ.

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал человеку, спросившему его о том, что такое благодеяние к родителям: «О горе тебе! А жива ли твоя мать?» Тот ответил: «Да». Благородный Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «О горе тебе! Не отходи от её ног, ведь там рай» (хадис передал Ибн Мадж)».

Малейшее непослушание материнской воле строго наказывалось на Кавказе по адату. Оно осуждалось и общественным мнением, а по шариату считалось величайшим грехом.

Глубокое уважение и почитание отца и матери выражалось в беспрекословном им подчинении, постоянной заботе о них, строжайшем соблюдении поведенческих запретов. И мальчики, и девочки с раннего детства должны были знать эти законы и неукоснительно выполнять их соответственно своему возрасту.

У всех народов Кавказа при матери не вели разговоров на фривольные темы и вообще громко не говорили, не появлялись небрежно одетыми. В то же время любое поручение матери должно было выполняться, и попробовал бы ребенок (даже уже взрослый) огрызнуться, не выполнить просьбу. Это было бы позором для его семьи, родителей, ближайших родственников.

Центральное место в эпосах народов Кавказа занимают образы Матери. Например, в нартском эпосе черкесов такой мощной фигурой, замыкающей на себе многие сюжетные линии, является Сэтэней-гуаще – «мать нартов». Она – хозяйка нартского дома, воспитательница и советчица нартских богатырей. Ее собственные родители упоминаются только мельком, муж Уэзырмэдж живет в ее доме, главного героя эпоса Сосруко она производит на свет чудесным образом – из камня. Мудрая Сэтэней никогда напрямую ничего не указывает нартам и никогда не участвует в обсуждении общественных дел. Она, безусловно, влияет на ход событий, но мудрыми советами мужчинам или хитрыми женскими уловками.

В понятиях черкесов покушение на честь матери, жены или сестры было самым сильным оскорблением, которое можно нанести мужчине. Если вообще дела об убийствах можно было уладить, выплатив «цену крови», то подобные посягательства на честь матери обычно заканчивались кровопролитием.

Детям полагалось щадить чувства матери: в ее присутствии считалось неприличным ссориться и браниться. В повозке женщину-мать усаживали так, чтобы ей не было видно, как погоняют кнутом лошадь. Большим позором считалось обнажить в присутствии матери оружие или же, наоборот, не вложить его тотчас в ножны при ее появлении. Завидев свою мать, дети, даже сами находящиеся в возрасте, вставали.

У осетин долгом и обязанностью каждого члена семьи, в особенности мужчин, было оберегать честь матери. Осетин не терпел непристойных речей в адрес женщины, и сам никогда не произносил слов, оскорбляющих ее честь и достоинство. Ругаться, спорить с матерью считалось для мужчины занятием безнравственным и недостойным. А дети воспитывались в покорности и уважении к матери.

Всякое неуважение к матери, особенно к старой женщине, характеризовало семью с самой отрицательной стороны. Ребенок должен был терпеть от матери все, даже не совсем ласковое обращение. До сих пор можно услышать: «Мады цæф нæ риссы» («От удара матери больно не бывает»); «Мады ’лгъыст хъæбулæн цин у, искæй ’лгъыст та — рын» («Материнская брань для ребенка — радость, чужая — напасть»); «Мады зæрдæ тæнæг у» («Материнское сердце отходчиво»); «Мады зæрдæ дур халы» («Материнское сердце камень рушит»); «Мады зæрдæ — хуры фарс» («Материнское сердце — солнечная сторона, всегда греет»); «Йæ мады фыдсыл ничи хоны» («Никто мать злой женщиной не называет»); «Йæ мады фидиссаг ничи кæны» («Никто не позорит и не позволяет позорить свою мать») и т. д.

 

У чеченцев женщина-мать имеет особый общественный статус. Уважение к матери (как и отцу)- это священный долг каждого сына или дочери. Вайнахи говорят: "Дай наний реза ца хилча, дуьненан балех а, эхартан 1азапех а воккхур вац олу" ("Если не будут довольны тобой отец и мать, то и в жизни и после смерти ты будешь наказан, проклят")Мужчина только хозяин дома, а мать издревле является хозяйкой огня, а самое страшное чеченское проклятие - "чтобы погасло в твоем очаге пламя".

Тема матери, символического усыновления присутствовала в ритуале кровной мести — едва кровник прикасался к подолу любой женщины, как оружие тотчас пряталось, так как он оказывался под ее защитой (а прикоснувшись губами к груди, становился сыном). Величайшим позором считалось непочитание матери и ее родственников. Для зятя почитание родственников жены («тукхум», позже «тунцхой») открывало без божественного суда врата Рая. Мать у чеченцев произносит слова прощания перед уходом на войну или в опасный поход.

У чеченцев есть такая легенда. Две девушки пошли купаться и начали тонуть. Неподалеку оказался брат одной из тонущих. Он вытащил не сестру, а ее подругу. На похоронах мать, улучив момент, сказала сыну: «Сегодня я узнала, что у меня вырос кант (сын)». То есть она похвалила его за то, что он не поддался голосу крови и не бросился, в первую очередь, спасать сестру, а, переступив через себя, спас чужую. В противном случае все чувствовали бы себя «опозоренными» (юьхь Iаьржа, буквально: черное лицо).

Особая категория на Кавказе — это пожилые женщины-матери. На Кавказе они всегда живут в семье — либо младшего сына, либо дочери, если у нее нет сыновей. Такой категории, как «пожилые женщины, имеющие детей, но живущие отдельно», на Кавказе практически нет.

Старость не является основанием для тревоги матерей — об этом пишут этнографы, исследовавшие эту проблему. Потому что у пожилых женщин ничего не меняется — не меняется их место жительства, что обычно для пожилого человека стресс. Разве что женщины, живущие в аулах и селах, гостят у живущих в городе детей. У меня есть родственники, в семье которых пятеро дочерей, а мать живет с семьей сына в ауле — так вот, зимой она по очереди гостит у каждой из дочерей и возвращается в аул в обновках и подарках, после посещения городских врачей и подружек, также зимующих у своих детей.

Старение матери и связанные с ним возможные отрицательные изменения физического самочувствия не приводят к депрессии, отсюда, вероятно, и связь с феноменом долгожительства.

 

Пенсия у пожилых женщин — обычно добавка к семейному бюджету, а не основной источник существования. Невозможно представить, чтобы дочь или сын, если они живут далеко, не позвонили матери каждый день, не приехали к ней с семьей в выходной день, не привезли лучшие продукты, не позаботились о ее одежде, подарках к праздникам, не искали бы для нее лучших стоматологов, кардиологов и терапевтов...

 

В конце 80-х—90-х годах XX вв. стали разрушаться прежние сложившиеся экономические связи, усилилась социальная дифференциация, горцы массово переселялись на равнину, регион охватила массовая безработица, а криминализация — общество. Все это привело к размыванию в традиционной системы ценностей, сужению сферы их применения.Однако почтение, уважение к матери — это та незыблемая ценность и качество, расшатать которое не способны никакие социальные катаклизмы.