RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

"Пока горит свеча..". Ханука на Северном Кавказе

17:23, 03 декабря 2013

Известный московский адвокат, Муса Плиев, с которым я дружу на фейсбуке, несколько дней назад поздравил своих друзей с Ханукой.

Это навело меня на мысль, что в своем блоге я почти не пишу о традициях некавказских народов, как-то забывая о том, что Кавказ всегда был уникальным духовным и культурным пространством, где органично сосуществовали и мусульманский азан, и христианский бой колоколов, и звуки иудейского шофара, разносящиеся из синагог в дни праздников Рош Ха-Шана и Йом -Кипур.

Через пару дней ханукальная неделя закончится, и поэтому самое время успеть написать об это празднике и о том, как отмечают его евреи на Северном Кавказе.

 Первая ханукальная свеча в Ставрополе зажигается  в краевой филармонии. 2013 г.

Ханука —национальный еврейский праздник свечей.Свечи зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Второго иудейского Храма после победы евреев над греками в 164 году до н. э.

 

Ханука в синагоге Дербента. 2011г.

История гласит, что при греческом господстве иудеям было трудно выполнять свои религиозные обязанности — были изданы указы, запрещающие веру Израиля, нельзя было изучать Тору или исполнять заповеди. Второй иудейский Храм стал местом языческого поклонения греков, и был им целых три года, пока еврейский военачальник Иуда Маккавей не победил греческую армию. Храм вновь вернулся к иудеям.

 

Масло, необходимое для зажигания храмового светильника (меноры), было, по легенде, осквернено врагами. Верующие нашли лишь один кувшин «чистого» оливкового масла. Его должно было хватить только на сутки, но произошло чудо,и светильник горел целых восемь дней, пока не было приготовлено новое чистое масло.

Иудейские мудрецы решили сделать эти восемь дней (начинающиеся двадцать пятого числа месяца Кислева) днями радости и прославления Всевышнего и постановили, чтобы каждый еврей каждый вечер зажигал светильники у входа в дом, таким образом публично и открыто свидетельствуя о чуде.

Название этого праздника происходит от выражений хануккат ха-баит (освящение Храма) или хануккат бейт Хашмонаим (освящение дома Хасмонеев). Название Ханука означает также и «торжественное открытие». Имеется в виду тот день, когда Храм был открыт после трех лет осквернения. Есть еще одно объяснение названия праздника: слово ханука можно разбить на две части: хану («достигли покоя») и «каф» «хей». Эти части представляют собой буквенную запись числа 25, то есть 25-го числа еврейского месяца кислев победители действительно отдохнули от сражения с врагом.

 

Празднование Хануки начинается двадцать пятого числа месяца Кислева и заканчивается 2 числа месяца Тевет. В этом году это время приходится на вечер 27 ноября по вечер 5 декабря по григорианскому календарю.

Накануне первого дня Хануки и в течение последующих восьми дней принято зажигать ханукальный светильник, который является символом веры во Всевышнего и свидетельствует о чуде, случившемся много веков назад.  

Считается, что в дни празднования Хануки в доме каждого еврея должна гореть ханукия — специальный подсвечник с восемью светильниками, наполненный очищенным оливковым маслом. Чистый свет, который распространяет светильник, напоминает о светильниках, стоявших в Храме, в которых тоже горело оливковое масло.

Ханука 2013 в Ростове. Акция еврейской общины г.Ростова-на-Дону: фото с ханукальными свечами размещаются в сети ВКонтакте.

В первый праздничный вечер зажигают один светильник, во второй — два и так далее справа налево, так что в восьмой вечер зажигают все восемь светильников.

Этот порядок установлен давно и неслучайно. Он напоминает евреям, что каждый новый светильник ценнее предыдущего, так как напоминает о чуде, становившемся все более явным и значительным с каждым днем. Светильники должны располагаться на одной линии и иметь одинаковую высоту. Между светильниками должно быть достаточное расстояние, чтобы каждый из них горел отдельно, пламя их не сливалось, и жар одной свечи не оплавлял другую. Зажигают ханукальные светильники после появления первых звезд, и горят они не менее получаса. Ханукию) ставят на подоконник в знак верности иудаизму.

В синагогах во время празднования Хануки тоже зажигают ханукальные огни, словно воспроизводя ту самую новость о чуде, случившемся несколько столетий назад.

В дни хануки не действует запрет на работу, однако согласно древним традициям, женщины во время горения ханукальных свечей не должны работать.

Ханука обязательна для всех — и для могущественных олигархов, контролирующих через свои корпорации полмира, и для обычных семей.

Женщины не зажигают ханукальные светильники: они присутствуют при зажигании огней мужем или отцом и отвечают «амен» на благословения, которые он при этом произносит. Участие в ритуале и есть их религиозный долг. Даже незамужняя женщина сама не зажигает ханукальный светильник. По ее просьбе это может сделать какой-либо мужчина, даже если сам он уже исполнил эту обязанность. Но женщина обязана при этом присутствовать и отвечать «амен» на благословения, которые он произносит.


Мальчики начинают зажигать ханукальные огни незадолго до совершеннолетия, но в последнее время даже самых маленьких
стали приучать к исполнению этой заповеди. Едва ребенок научится сам зажечь светильник и произнести благословения, так ему уже разрешается зажигать ханукальные свечи. 

 

Ханука — светлый и радостный праздник, и считается, что это не время для поста или оплакивания умерших. Праздничная трапеза в Хануку не обязательна, но большинство евреев все-таки старается в эти дни собраться за столом и побеседовать о Торе, рассказывать о чудесах этого праздника. В дни Хануки принято готовить традиционные ханукальные блюда: картофельные оладьи («латкес») и пончики с вареньем (суфгания»). Они готовятся на растительном масле, что напоминает о ханукальном чуде. Также едят молочное - в особенности блюда, приготовленные из сыра.

Детям дают «ханукальные деньги». В эти дни дети играют в специальный четырехгранный волчок — свивон, на гранях которого начертаны еврейские буквы нун, гимел, гэй и пэй. Это первые буквы слов фразы «Великое чудо произошло здесь». Игра в свивон была придумана для того, чтобы даже самые маленькие дети задумались о чуде Хануки. Вообще, в дни праздника особое внимание уделяется обучению детей Торе, для чего во многих общинах устраиваются детские и юношеские мероприятия.

 

Молодежь из молодежного клуба Ростовской еврейской общины "RoshTov" в первый вечер Хануки проехала по центральным улицам Ростова на автомобилях с укрепленными на крышах зажженными ханукальными менорами. Эту акцию "мобильных ханукий" они будут повторять каждый вечер праздника Ханука.