RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

"Все встало с ног на голову". О тематических табу в наши дни

14:52, 14 февраля 2015

 

В прошлом посте я писала о тематических табу — о том, какие темы на Северном Кавказе были если не совсем запретными, но не приветствовались и не поддерживались при общении. Напомню, что самыми устойчивыми табу (некоторые из них существуют и сейчас) оказались:  

запрет на расспрашивание гостя о цели и продолжительности его визита, о членах его семьи

запрет на похвалу своих детей

запрет на похвалу себя самого

запрет, которого придерживались мужчины, на рассказы о своей жене и детях

запрет на публичное выражение чувства голода

 

Что стало с этими запретами сейчас? Действуют ли они также, как и 100, и даже 20 лет назад, или ушли в область преданий и существуют лишь как этнографическое воспоминание с легким романтическим флером. Об этом я поговорила со своими респондентами с Северного Кавказа на фейсбуке... 

Во-первых, мои собеседники отметили, что представление о важности и необходимости соблюдения этих запретов по-прежнему существует в традиции как представление о должном и правильном. И это характерно для всего Северного Кавказа.  

«Все эти табу идентичны для всех народов Северного Кавказа, - считает Магомет, - кроме того, часто имеют религиозную коннотацию. Все перечисленное до сегодняшнего дня имеет место, разве что за исключением того, что в кругу друзей любой может себе позволить сказать, что он голоден и предложить сходить в кафе, например. Также не принято было ни по адату, ни по Исламу задавать вопросы, как, например: "Как твоя жена?". Нужно и можно было спрашивать: "Как поживает твоя семья?". Так принято и сейчас, но иногда начинаю замечать, что многие спрашивают прямо в лоб».

 

Самым устойчивым запретом, по результатам опросов моих собеседников, оказался запрет, касающийся похвалы своей жены и рассказов о ней. Все мои респонденты, за исключением только одного молодого человека, сказали, что ни при каких условиях не хвалят публично своих жен. И хвалить не будут.  

«Жену не хвалю». «Надо быть дебилом, чтобы хвалить жену или мужа на людях». «Не хвалю жену. Вообще о ней не говорю». «Хвалить жену публично не принято, да и все знают, что жена у меня самая лучшая». «Муж не станет меня хвалить ни перед кем. И я бы не хотела этого». «Больше ругаю. Чтоб не сглазили». «Никогда не хвалю свою жену, это неприлично».  

Правда, иногда, приглашая друзей в гости, молодые люди и даже люди пожилые могут намекнуть на кулинарные таланты своей супруги. «На людях не хвалю никогда, но в кругу друзей (2-3 чел.) муж допускает в адрес жены похвальные слова типа "моя жена за 5 минут приготовит хинкал, расположитесь, гости дорогие". (Магомет, Дагестан).  

Азамат из Нальчика рассказал такую историю: «У меня есть отличный пример, я прочитал где-то в классе 7-8 книгу "Средневековая Бухара", автор таджикский классик Садриддин Айни. Книга отличная. И там был рассказ о человеке, который недавно женился. После свадьбы друзья начали расспрашивать его о жене, о плюсах и минусах невесты. На это новоиспеченный муж ответил им: "Как я могу обсуждать свою жену, с посторонними людьми?". Друзья успокоились и отстали от него. Спустя время он развелся, и друзья сразу же к нему пристали, рассказывай теперь, это уже не твоя жена. И на это он ответил им: "Как же мы, мужчины, сядем и начнем обсуждать постороннюю женщину".
Дословно не помню, но как-то так звучал отрывок. Врезался с тех пор в память.
Вот и считаю, что не нужно никого расспрашивать ни о жене, ни о муже и не надо обсуждать их отношения и дела.
Лучше вообще никаких вопросов не задавать. Молчание - золото».

 

Запрет, который подвергся трансформации больше всего, это запрет на похвалу своих детей. Несмотря на то, что в ментальности кавказцев сохраняется представление, что похвала своего ребенка неприлична в плане воспитательном, а в плане эзотерическом просто опасна — она якобы делает «поле» ребенка открытым для воздействия «злых сил», родители, которые хвалят детей до самозабвения, уже давно не редкость. «Меня очень раздражают люди, которые открыто хвалят своих детей. Это беседа в одну сторону. Он хвалит, а мне остается только тупо кивать головой и делать улыбку. Я же ему не скажу в ответ: "Нет, твой сын полный баран". (Чиназ, Нальчик). «Меня пугает многое в современном воспитании, в том числе то, как родители вгрызаются в защиту своих детей, не разбирая даже ситуацию. Как они хвастаются ими друг перед другом. Строгость, в меру, конечно, никогда не вредила. Общая невоспитанность нынешней молодежи идет, на мой взгляд, как раз от потери четкой методики воспитания ребенка. Потеряна связь прошлого с настоящим. В случае с нами, она шла из староадыгского, уже, воспитания». (Марета, Нальчик).  

И если публичную похвалу собственного ребенка, особенно маленького, можно понять, то бахвальство взрослых, вызывает, увы, ностальгическую тоску по «золотому веку», по эпическим временам, когда гордые джигиты, возвращаясь из походов, израненные, в оборванных черкесках, не произносили ни слова о своих подвигах, да еще старались, превозмогая боль, привстать при старшем, вошедшим их проведать.  

«А чего удивляться, что молодёжь любит самобахвальство и понты, когда даже старшее поколение, которое должно быть примером, ведёт себя таким самовосхваляющим образом. К примеру, мне очень бросилось в глаза, и весьма неприятно, как в 2012 году один из активистов старшего возраста несколько раз сходил в пикет (имеется в виду пикет в поддержку сирийских черкесов -НН), а после этого и у себя на странице, и во всех группах, в которых состоял, постил по 50 фотографий себя любимого, как он стоял в пикете и держал плакат. Глядя на это, молодежь и думает, что надо всем и как можно больше рассказывать о своих хороших поступках...Вот уж воистину - Ержыбыжьыр гъуэгъуащ, Шоугъурыжьыр гъуэгащ....» (Евгений, Москва).  

«Если даже посмотреть старые фото и современные, - продолжает мой собеседник, - то сразу бросается в глаза разница. На старых фото люди стоят гордо, но скромно. На большинстве же современных фото, на которых представители молодого поколения запечатлены в черкесках, видны апломб и непонятная помпезность. Откуда взялась такая мода фотографироваться, расставив ноги шире плеч и задрав голову нереально вверх?».  

В этом плане много можно узнать, прокручивая свою ленту на фейсбуке. У меня на фейсбуке есть друг, и это отнюдь не юный отрок, который в каждом своем посте не устает себя хвалить и транслировать свою успешность — самозабвенно, подробно, упиваясь деталями и мелочами, вываливая абзацы информации, рассказывать, какой он чОткий и крутой, какой классный, перспективный и востребованный.  

«Ситуация сегодня поменялась коренным образом, - говорит Альмир из Майкопа. Люди хвалят себя, домогаются всяких наград и званий, выпрашивают должности, организуют публикации про себя книг заказного характера, хвалят своих родителей, пишут о них, не стесняясь, статьи в газетах, если не сами, то через других лиц, хвалят своих детей, и если посчитают нужным могут пойти в школу и воевать с учителями за то, что те не учли какие у них гениальные дети».  

Когда-то старики могли одернуть любого, кто нарушал общепринятые табу... 

Ритуальное молчание и сдержанность уже давно перестали быть частью общения — когда, казалось бы, слова не произносились, а диалог имел место быть.

Нарушение границ чужого пространства, когда-то табуированных традиционной культурой, происходит как бы между прочим, люди вламываются, как на танке, в чужую жизнь и задают вопросы, от которых собеседник в лучшем случае съеживается, в худшем — раздражается. Чемпионами-раздражающими вопросамм стали: вопрос о личной жизни («а ты почему еще не замужем?»), о размере зарплаты, о работе и заработках мужа, о религиозной принадлежности, о возрасте женщины.

Яркий пример, когда неприкосновенность личной территории рушится, особенно в социальных сетях, это вопросы, исходяшие от мужчин-кавказцев, касающиеся интимной жизни женщины-собеседника. «Все встало с ног на голову. Все запреты стали нормой нынешних мужчин, за редким исключением», - сказал один из моих собеседников.

Наверное,  читать этот пост не очень приятно, еще бы — ведь он гасит  романтический образ Кавказа, делает его обыденным и приземленным, даже бытовым... 

Но все, о чем рассказали мои респонденты, как зеркало, отражает нашу реальность, которую нелегко принять и за которую мы сами и несем ответственность. И если вспомнить в этой связи символику Зеркала, то среди прочего, зеркало являлось и символическим инструментом, с помощью которого можно познать самого себя. Познать и принять свое зеркальное отражение - это значит, как говорили философы нового времени, познать, как меняется твоя душа. 

На фото - годекан в Балхаре. Дагестан. Фото из ленты Миясат Муслимовой на фейсбуке.