RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

"Мы сами созданы из сновидений." О снах и сновидениях в традиции народов Северного Кавказа

15:11, 17 марта 2015

13 марта по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в очередной раз был проведен Всемирный день сна (World Sleep Day). День сна проводится с 2008 года в рамках проекта по проблемам сна и здоровья. Слоган дня меняется ежегодно, и в этом году он был таким: "Когда крепок сон, здоровье и счастье в изобилии приносит он" (When sleep is sound, health and happiness abound).

ВОЗ, естественно, подходит к теме сна исключительно с рациональных позиций, предлагая специалистам симпозиумы и конференции медицинского характера.

Но сон и сновидения — это еще и язык образов и символов, область мифологии, психологии и мистики. В древних цивилизациях сон воспринимался как путешествие души спящего в иные миры, как состояние, близкое к смерти, как способ, которым духи сообщают человеку о будущей радости или беде. Известный культуролог, профессор Ю.М. Лотман, пишет, что сон «говорит с человеком на языке, понимание которого принципиально требует присутствие переводчика. Сну необходим истолкователь – будет ли это современный психолог или языческий жрец».

В этом посте о том, как на Северном Кавказе относились к снам, как их классифицировали, как трактовали и ...о многом другом.  

В исламе, который исповедует большая часть населения Северного Кавказа, толкование снов стало целой наукой. Известный исламский ученый Ибн Сирин, специалист по толкованию снов, упоминает в своей классической книге, что толкование сновидений является сложной наукой, а ученые, занимающиеся этим делом, должны относиться к этому тщательно и деликатно.

В Коране говорится о том, что Всевышний Аллах даровал пророку Юсуфу способность толковать сны. Сам Пророк Мухаммад учил растолковывать сны так: «Если вы увидели сон, который понравился вам, то, поистине, это от Аллаха. Воздайте хвалу Аллаху и расскажите об увиденном во сне, кому пожелаете. А если вы увидите плохой сон, то, поистине, это от шайтана. Вы должны попросить у Аллаха защиты от зла и этого сна и о нем никому не рассказывать. В этом случае сон вам не повредит».  

Если человеку приснился неприятный сон, то, согласно хадису, Пророк Мухаммад говорил: «Если кто-нибудь из вас вдруг увидит сон, который ему не понравится, то пусть повернет голову налево, сплюнет три раза и ищет убежища от шайтана у Аллаха, и повернется на другой бок».  

В исламе сны классифицируются на три вида — это сны от Аллаха, сны от шайтана, и сны, которые определяются тем, о чем думает человек во время бодрствования, и видит, когда спит.

«Сны бывают трех видов: сон от Бога, сон, который вызывает тревогу и который исходит от шайтана, и сон, который приходит от того, что человек думает о том, когда он бодрствует, и он видит это, когда он спит". (Хадис от Aль-Бухари и от Муслима).

Самыми истинными снами в исламе считаются сны во время сухура (т.е. перед рассветом), так как в это время милость и прощение Аллаха близки. Именно в это время шайтаны слабы, тогда как в темное времени суток после заката солнца они активны.  

Приведу еще несколько хадисов о снах:

"Худшая ложь – это ложь человека, который ложно утверждает, что видел сон". (Аль-Бухари)

"Истинные сны идут от Аллаха, а плохие сны — от шайтана. "(Аль-Бухари)

"Те, кому снятся праведные сны, наиболее правдивы в своей речи». (Муслим)

"Если вам приснился сон, который вам понравился, он от Аллаха. Человек должен благодарить Аллаха за этот сон и рассказать его другим." (Аль-Бухари).

Мусульмане считают, что сны мужчин и замужних женщин, считающихся чистыми и достойными, самые достоверные.  

У каждого народа была и своя, локальная, традиция восприятия сна и сновидений. У черкесов существовали гадания по снам, а впавших в летаргический сон («живых мертвецов») панически боялись.

А. Сиюхова, культуролог из Адыгеи, провела интересное исследование (см. ее статью «Лунарные символы в сновидениях и мифоэпическом творчестве адыгов»). По результатам ее анкетирования и опросов ясно, что современные черкесы считают, что следующие символы снятся неслучайно: Змея (к разговорам и сплетням, предательству друга), Рыба, Новорожденный/младенец ( к удивлению, новости), Собака, Кровь ( к приходу родственников в гости), Подниматься вверх (в гору, по лестнице), Вода (к разговорам, к сплетням), Голуби/птицы, Покойники/смерть, Волосы, Надевать обувь, Яйцо. 

В книге Руслана Сефербекова, этнографа из Дагестана, находим приметы, основанные на сновидениях. «Так, у хунзахцев, андалальцев, табасаранцев имелась примета: если беременной во сне приснится солнце, значит, родится девочка, а если (новая) луна – мальчик». У аварцев-гидатлинцев эта примета выглядит по-другому: если приснится солнце – родится сын, а если луна – дочь (с. Гента); если приснится солнце – к переменам (например, к смене власти), а если луна – к добру, мечты сбудутся (с. Тидиб); если во сне приснится солнце или луна – к добру (с. Мачада).

Особенно трепетно на Кавказе относились ко сну ребенка. Так, в культуре некоторых народов Дагестана во время праздника начала весны для детей пекли небольшие хлебцы – цулкъри с запеченным в них яйцом. Иногда их пекли в форме птички. «Например, лакцы с. Цовкра во время проведения обряда укладывания ребенка в люльку, - пишет Р. Сефербеков, - предварительно выпекали 20-30 хлебцев цулкъри... Их клал в люльку и каждый из детей родственников и соседей, присутствовавших при этом обряде, по очереди брал для себя хлебец со словами: «Твой хлебец мне, мой сон тебе».

                                                          Картина Нино Чакветадзе. 

 

Такие хлебцы пекли и цудахарцы. Если ребенок не засыпал, чтобы задобрить духов, не дающих заснуть ребенку, его мать или близкая родственница пекла хлебцы бусбуссе («сонники») в виде двух небольших восьмерок, которые клали у изголовья малыша.  

Развитая культура толкования сновидений существовала у карачаевцев и балкарцев, считает Джуртубаев М.Ч., автор книги «Духовная культура карачаево-балкарского народа».

О хорошем сне не рассказывали, - пишет он, - и, наоборот, недобрый сон нужно было рассказать, чтобы он не сбылся. Считалось, что сны насылает на людей богиня Мать Снов Чомпараш (Тюш Анасы Чомпараш). Имя богини происходит от слова "жум" (жмуриться, смыкать веки) и означает "смыкательница век" (Жумпараш).

Балкарцы и карачаевцы считали, что, если приснилось падающее дерево, растущее возле дома - значит, скоро умрет хозяин или хозяйка; летать во сне — к большой удаче, радости; безболезненно выдавший зуб - к смерти дальнего родственника, с болью - к смерти близкого. Увидеть во сне что-либо красное - помидоры, сырое мясо, яблоки - к болезни, мельницу или ее жернова - к тяготам и мучениям и т. д.

Сны, в которых снились животные и насекомые, также толковались: видеть себя едущим на осле - к неприятности, к осуждению, к позору, а едущим на коне, особенно если конь белый - к славе, силе (ездили на осле только старики и дети). Видеть себя облепленным муравьями - к тяжкой болезни, очистить себя от них - к выздоровлению.

Выпадение волос во сне - к ложному обвинению; пересчитывать медяки - к ссоре, драке; видеть золото - к ущербу, затратам.

Большую роль в толкованиях сна у карачаевцев и балкарцев играли цветовые символы: черный (земля, грязь, могила, тьма, траур), красный (кровь, рана) предвещали зло. Белый (чистота, власть, здоровье, почет), зеленый (растительность, урожай, тепло, весна) и синий (небо, простор, свобода, высота) — к добру.

Балкарцы и карачаевцы считали, что вещие сны могут видеть только особенные люди и эта способность передается в роду. Человек, желающий узнать свое будущее через сон, шел к такому человеку с просьбой.

А что Вам говорили Ваши бабушки и мамы о хороших и плохих снах?