RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

Что значили кошки для народов Кавказа много лет тому назад...

21:07, 26 марта 2015

К сожалению, только в конце марта узнала, что 1 марта, оказывается, в России неофициально празднуется день кошки. В этот день принято вспомнить о том, что кошки - едва ли первые животные, прирученные человеком, организовать кошачьи выставки, побаловать своих домашних любимцев и, наверное, запостить в социальные сети еще больше котиков, чем обычно. А может быть, вспомнить ту самую кошку Киплинга, которая гуляла сама по себе?

Кошки игривы, красивы, способны убаюкать своим мурлыканием кого угодно. Некоторые из них даже роскошны, грациозны, они ласковые и ловкие, неуязвимые и хитрые, злые, коварные — не поэтому ли они так прочно вошли в мифологии и верования многих народов мира?

Еще в Древнем Египте кошек бальзамировали и торжественно хоронили — золотые и серебряные ящики, в которых покоились кошки, в свое время привели археологов в состояние шока. Кладбища кошек в Древнем Египте, сотни тысяч кошачьих захоронений и маленьких надгробий конца 15-начала 14 вв. обросли мистическим флером. Египтяне почитали богиню Бастет, лунную богиню красоты, и изображали ее в виде женщины с кошачьей головой. В Бубастисе, центре поклонения боrине Бастет, проживали десятки тысяч нубийских кошек, ее священных животных. Еrиптяне их холили и лелеяли. За обиду, нанесенную кошкам Бастет, виновный платил штраф, а за убийство кошки мог поплатиться и жизнью.

О царственной сущности котов напоминает «Книга мертвых» - там, где  кот сражается со змеем и выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра: «Ты - великий кот, мститель богов».

Тему мифологии кошек можно продолжать до бесконечности, в конце концов, образы сказочных котов котофеичей и пушкинского «кота ученого» тоже уходят в далекую древность...  

На Северном Кавказе мифология кошки интересна, хотя специально почти не изучалась. 

В нартском сказании черкесов «О том, как нарты хотели добраться до неба», чтобы добраться до неба, все нарты становятся друг на друга, затем на них ставят все, что есть на земле: иныжей, испов, животных, птиц, деревья, камни, но до неба не хватило еще ….хвоста кошки. Кошек часто сравнивали в пословицах с женщинами - и потому что живучи, и потому что игривы. Черкесы говорили - «Женщина, словно кошка». (т. е. вынослива и живуча). 

Кошку использовали в древней кавказской магии — в некоторых случаях в детскую люльку до ребенка клали кошку или собаку. Известные знахари вайнахов манипулировали хвостом черной кошки также, как и высушенной лапой медведя и волка или узелком из красной ткани, куда завязывалась всякая всячина - кости, зубы, когти и уголь.

Почти у всех народов Северного Кавказа есть мотив оборотничества — превращения носителей зла в черную кошку.

У черкесов персонажем, воплощающим абсолютное зло, и способным превращаться в том числе и в кошку, были удды. О них рассказывали как о сухоньких беззубых старухах, сгорбленных и суетливых. Удды были очень могущественны — могли заколдовать человека, животное, предметы, вызвать пургу, наслать туман. С легкостью — ударом плетью или плевком - превращали человека в осла, собаку, лошадь, вола или в камень. Могли и высасывать кровь из своих жертв. Среди удд, считали черкесы, встречались и добрые, которые могут помочь человеку советом или действием. Удды проникали в дом ночью - через щели, дымоход, крышу. Удды использовали и кошек в том числе как транспорт - каждый год, весной, все удды слетались на Iуащхьэмахуэ (Эльбрус) на кошках, крысах, собаках, кабанах и др. животных. А на рассвете разлетались, унося в своих мешках все доброе и злое, предназначенное для человечества.

В низшей мифологии народов Дагестана были персонажи, связанные с кошками - Сухасулу в мифологии лакцев, Кегилу у аварцев, Квал у лезгин, Хварц у рутульцев, Хварс у табасаранов, Курчел у цахуров. Они представлялись как неопрятные старухи в лохмотьях, с обвисшей грудью и распущенными волосами. Квал и Хварц могли представать в облике кошки.  

Добрые духи - покровители рода, семейного очага у дагестанцев - также могут представать как кошки (не только, но и как змеи с ногами и золотыми рогами, и как хомяки тоже). Кини в мифах лакцев, Кине у дидойцев, Куне у даргинцев, рутульский Тушед рышба, Бакараб рух у аварцев. По представлению даргинцев, Куне – женщина высокого роста, с большой грудью и длинными красными волосами. Ее уход из дома предвещает беду. Андийцам известен Челкан - домашний дух в образе кошки, напоминающей человека. Он может вызывать у четырех- пятимесячных детей кровь из носа, от чего они умирают.  

В виде кошки, мальчика, белого барашка, змеи предстает и домовой у осетин, Бундор. У осетин-иронцев он называется "Бынаты хицау", что значит "хозяин места". Он также известен под именем "Бсесты хицау", т.е. "хозяин страны". По представлениям осетин, Бундор живет в кладовой, изображается, как правило, в виде уродливой старухи с клыками.  

Бундор бывает и добрым, и злым. Так как здоровье и благополучие семьи зависят от Бундора, то осетины ежегодно делают в его честь жертвоприношение. Это, пожалуй, единственный демонологический персонаж, для которого приносится жертва и справляется праздник. Если в доме что-то не ладится, значит, там хозяйничает злой Бундор, и необходимо, по поверьям осетин, задобрить его.

Праздник отмечается ежегодно в последнюю среду перед Новым годом. Бундор не любит присутствия людей во время своей трапезы, поэтому семья покидает дом на несколько минут, пока он ест. Затем все возвращались в дом и принималась за еду. При этом нельзя было ломать кости, бросать их на пол. Их собирали вместе, затем после трапезы зарывали глубоко в землю. Из приготовленного для Бундора (а кроме мяса готовили еще традиционные осетинские блюда из фасоли, кукурузы, пшеницы и ячменя) нельзя было угощать постороннего, даже если тот умирал с голоду. Но хозяйка, как правило, готовила отдельное блюдо, непредназначенное Бундору, если в дом придет гость.

 

                  Сегодня от вековых знаний о кошках почти ничего не осталось..

Наконец, кошачья тема в есть и топонимике Кавказа. Вайнахам известен хребет Циск-дукъ (Циск-дук) «Кошки хребет», Кошачий хребет, на с.-в. Мужиче, в районе вершины Ирбурув-корта. Вероятно, здесь водились дикие кошки - «рыси», которых вайнахи называют просто «акха цициг», дикая кошка. В ономастике вайнахов встречается и собственное имя Циск - кошка.

В КЧР есть горная вершина Ак-Киштик. Ороним переводится, как «белая кошка» (карач.) или переосмысленное – «круча Акыша» (карач.), где Акыш – имя собственное.  

Использованы материалы:

Мифология народностей Дагестана. http://opendag.ru/article/o-dagestane-i-dagestantsakh/mifologiya-narodnostey-dagestana/

Таказов Ф.М. . Очерки по демонологии народов Северного Кавказа. Владикавказ, 2008

Твердый А.В. Топонимический словарь Кавказа.