RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

Об одном архивном документе 1918 года. Зачем студентам духовной мусульманской семинарии понадобился бал-маскарад?

23:30, 28 мая 2015

Несколько месяцев назад в одной из черкесских групп на фейсбуке был выложен очень интересный архивный документ, датированный 1918 г. Это приглашение (почетный билет) от учеников Кабардинского высшего мусульманского духовного училища в Нальчике на благотворительный бал-маскарад в стенах Нальчикского (Кабардино-Горского - в документе) реального училища. Казалось бы, документ вызывает только улыбку и кажется забавным — подумать только, какой маскарад и бал могли позволить себе студенты духовной семинарии, готовящиеся стать имамами и степенно заседать на важных мероприятиях рядом с областным начальством?

Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что документ опосредованно связан с историей установления Советской власти на Тереке и с личностью легендарного «красного шариатиста» Назира Катханова. Позволю себе несколько предположений.  

Обо всем по порядку. Прежде всего, уточню для читателя, что такое Нальчикское реальное училище. Нальчикское реальное училище имени Александра III возникло в 1909 г. согласно закону Государственной Думы о преобразовании Нальчикской горской школы в реальное училище. Этим указом в Нальчике открывалось принципиально новое для города учебное заведение, состоящее из 6 основных классов и одного приготовительного. Среди учащихся 50 учеников содержались за государственный счет, остальные были приходящими, в основном это жители слободы Нальчик. Обучение по меркам тех лет стоило дорого - 75 рублей в год. Нальчикское реальное училище финансировалось из казны и местного городского бюджета.  

Реальные училища отличались от классических гимназий - в их учебной программе не было латыни и греческого, а фокус усилий преподавателей был направлен на весьма прагматичные вещи - дать выпускнику в руки профессию. Здесь преподавались математика, физика, естествознание, история, география, немецкий и французский языки, рисование, черчение, гимнастика и пение. Выпускники этих училищ не имели права поступать в университет, но могли учиться в высших технических учебных заведениях России.

Практически синхронно с основанием реального училища в Кабарде стали распространяться идеи духовной арабски образованной интеллигенции - Адама Дымова и Нури Цагова, основателей знаменитого Баксанского просветительского центра.

И Цагов, и Дымов считали, что только путь образования, просвещения, создания национального алфавита, демократизация образования, т.е. допуск к книгам и знанию детей независимо от их сословий, может быть единственной перспективой для черкесов.

Благодаря их усилиям прежние медресе получили новый импульс развития и второе дыхание — здесь изучали Коран, переводя его на родной язык, а также светские предметы - историю Кабарды, географию, естествознание, кабардинский язык и др. Весь очень интересный дискурс, связанный с Дымовым и Цаговым, вошел в историю как «Баксанское культурное движение». После февральской революции на волне следования идеям баксанского культурного движения в Нальчике была открыта общекабардинская учительская новометодная семинария. По-видимому, это и есть то самое мусульманское духовное училище, от учеников которого исходит  приглашение на бал-маскарад.

В семинарии работало немало преподавателей, закончивших знаменитый египетский университет Аль-Азхар и другие исламские университеты Ближнего Востока. Кроме знания ислама, хадисов, арабского языка, они общались со студентами, рассказывали им о своей учебе в далеких странах, о восточной литературе с ее представлениями о сложном мире человеческих чувств. Исследователи пишут, что семинарию отличал демократичный социальный состав студентов.

В семинарию был приглашен преподавать арабский один из учеников «баксанской плеяды» Назир Катханов. Катханов — фигура масштабная, противоречивая и уникальная.

Катханов был убежден, что Советская власть, принципы ВКП(б) и шариат - вполне совместимые вещи. Вера во Всевышнего и следование его законам, считал Катханов, совершенно не мешает советской власти, более того, такое сочетание стимулирует народ бороться с контрреволюцией. При социализме, полагал Катханов, настанет свобода вероисповедания. Это, по его мнению, подразумевало обеспечение равенства религий, обучение детей шариату, а также введение советских шариатских судов.

В годы Гражданской войны, когда стоял остро вопрос быть или не быть советам на Тереке, Назир Катханов создал 1 Ударную шариатскую советскую колонну, сыгравшую решающую роль в становлении Советской власти на Тереке. В сентябре 1918г. вместе со своим шариатским отрядом в 1400 всадников он занял Нальчик и разогнал белогвардейский национальный совет.

Позже Катханов участвует в 1-го съезде Нальчикского округа, провозгласившем Советскую власть в Кабарде и Балкарии (март 1918). Дальнейшая его биография была феерична, он занимает высокие советские должности — начиная от региональных и до московских. С 1918г. член Областного и Нальчикского ревкома, начальник Окружной милиции по Нальчикскому округу. В 1920 г. вторично освободил Нальчик от белогвардейцев. С 1922 г. заведующий Областной Рабоче-крестьянской Инспекции в составе Народного Комиссариата РКИ РСФСР, представитель КБАО при Президиуме ВЦИК. С 1925 г.— Уполномоченный по национальной политике в Главном Экономическом управлении при Президиуме ВСНХ СССР.

Участвовал и в становлении первого музея (Краеведческого) в Нальчике, формировал его экспозицию, добиваясь, чтобы в Нальчике были представлены полотна классиков русской живописи.

Судьба советского деятеля такого уровня типична для того времени — в 1928 г. Катханов был арестован в Москве и доставлен в Нальчик. Как контрреволюционер и антисоветчик был приговорен коллегией ОГПУ к расстрелу. Верховный Суд РСФСР в 1960г. приговор отменил за недоказанностью предъявленного обвинения. А в 1990-м Указом Президента СССР М.Горбачева Катханов был награжден орденом Боевого Красного Знамени посмертно за «большой вклад в установление Советской власти на Северном Кавказе, умелое руководство боевыми операциями и проявленные при этом храбрость и мужество».

Так вот, вернемся в тому, с чего мы начали —  к ученикам  мусульманского высшего училища в Нальчике.

Историк М. Текуева, исследовавшая биографию Катханова, считает, что первые упоминания о кавалерийском отряде Катханова, состоявшего из сохст-учеников медресе, появляются в сентябре 1918 г. в связи со взятием им Нальчика. На основании анализа документов она делает вывод, что уже с весны-лета 1918 г. существовала кавалерийская сотня, которая и явилась ядром будущего войска. Она состояла в основном из учащихся и выпускников Баксанского духовного училища и Нальчикской семинарии. «Под командованием Катханова она контролировала несколько сел, получая продовольствие от их жителей, пропагандируя свои идеи и обеспечивая населению защиту в нестабильной обстановке участившихся грабежей и разбоев», - пишет Текуева.

По ее мнению, «во многих деталях и атрибутах структура и функции отряда Катханова напоминали северо-кавказские традиционные мужские объединения». Они устраивали временные лагеря, использовали тайные языки, их поддерживало население, снабжая продуктами, они беспрекословное подчинялись избранному лидеру.

Так вот, не исключено, что тот самый бал-маскарад, который устраивался в Нальчикском реальном училище студентами Нальчикской духовной семинарии в феврале 1918 г, как раз и был той формой, через которую будущие воины-студенты Катханова (а он работал в это время в семинарии) собирали средства на содержание своего войска. Вечер планировался в конце февраля, а уже в марте сотня Катаханова стала действующим подразделением. Правда, непонятно, как с традициями шариата совмещается тема карнавального ряжения, но, думаю, что студенты семинарии были в своей традиционной одежде - черкесках, что уже само по себе придавало будущему балу особый шарм.