RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

Дайджест онлайн -дискуссии на КУ "Россия в Сирии: ждать ли новых беженцев на Северном Кавказе?".

17:20, 31 октября 2015

29 октября на Кавказском Узле состоялась онлайн-дискуссия «Россия в Сирии: ждать ли новых беженцев на Северном Кавказе?». О повестке и участниках дискуссии читайте в моем посте http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/1927/posts/22827

Возможен ли обратный путь из России в Сирию?

Давая общую характеристику современного состояния Сирии, Яли Кат, родившаяся в Сирии и в настоящее время проживающая в КБР, сказала, что сегодня «пригороды Дамаска опасны для проживания. Такие районы, как Хараста, Дума, Мысраба, Гъырбин, Джобар, Замалка, Гентарма и др., считаются невозможными для проживания, их постоянно бомбят. Черкесское село Мардж-Султан уже более 2 х месяцев подвергается бомбовым ударам».  Она подчеркнула, что вернуться в Сирию для большинства беженцев невозможно, потому что «просто некуда».

Алиса Шишкина, недавно вернувшаяся из Сирии, рассказала, что «ситуация в Сирии создает достаточно мрачное впечатление, так как очевидны крах экономической ситуации в стране и тупиковость политического развития, изменить которые могут только внешние силы – собственно, именно это мы сейчас и наблюдаем. Однако по опыту пребывания в Сирии (Дамаск, христианский район Вади-Насара, Хомс, Латакая) могу сказать, что у значительной части населения, в особенности христианского, все-таки сохраняется потенциал для того, чтобы остаться в стране и начать посткризисное восстановление.

В тех же христианских районах Сирии много действительно качественного жилья, так что «технически» вполне есть, куда возвращаться. Тем не менее, настоящая опасность в данный момент исходит от Исламского государства, и люди, чувствуя это, конечно, бегут из страны, опасаясь вовлечения в боевые действия – практически в каждой сирийской семье кто-то погиб с 2011 г.».

Сирийцы – опыт адаптации в Европе

Екатерина Деменцева, говоря об опыте приема сирийских беженцев в Европе, обратила внимание на то, что «в случае с сирийскими беженцами мы видим уже поставленную на коммерческую основу «помощь» в Восточной Европе. За последние месяцы образовались каналы передвижения беженцев через этот участок Европы, на нем зарабатывают и этот канал стал хорошо известен среди сирийцев».

«Потоки, которые мы видим сегодня в Европе, застали многие страны, имеющие традицию приема беженцев, врасплох, - отметила Деменцева. - Массовый приток сирийцев в этом году в Европу был все-таки неожиданным, и страны не смогли быстро отреагировать на него в частности из-за нехватки ресурсов и несогласованности действий.  

В каждой стране есть свои условия пребывания иностранцев разного статуса и, несмотря на долгие годы существования Европейского союза, не было выработано общего документа, регулирующего порядок приема беженцев для всех стран. Это важной момент, так как именно он и стал причиной разногласий между европейскими государствами по вопросу приема сирийских беженцев».

Деменцева рассказала о главном векторе государственной политики в отношении интеграции иностранцев в Европе: «Политика приема и интеграции иностранцев в странах Европы разная, но для всех государств важно вырастить в стране ее гражданина. Поэтому для всех без исключения стран важна интеграция детей иностранцев через школы. На мой взгляд, именно это сочетание – интеграции через государственные светские учреждения иностранцев с поддержкой этнических сообществ – один их элементов успешного встраивания иностранцев в новое государство».  

Сирийские черкесы – опыт адаптации в России  

Участники дискуссии из регионов Северного Кавказа рассказали об опыте приема и адаптации сирийских черкесов. Согласно статистике, в настоящее время в Адыгее проживает около 1000 чел., в  КБР - 894 чел.,  КЧР проживает 8 семей (37 человек).

Аскер Сохт проанализировал ситуацию с адаптацией черкесов из Сирии в Адыгее, привел в своем выступлении хронологию прибытия сирийских черкесов в РФ, отметив как важную метку визит делегации Совета Федерации в Сирийскую Арабскую Республику в 2012 году, в состав которой были включены представители российских черкесских НПО.

Сохт  рассказал об участии региональных госструктур в адаптации соотечественников - об организации медицинской помощи для соотечественников, бесплатном обучении русскому языку, о возможностях получения бесплатного высшего образования, привел статистику детей из Сирии в школах и детских садах Адыгеи. Однако финансовая помощь прибывшим из зоны военных действий сирийским черкесам оказывается только активистами и общественными организациями. Так, полностью народным проектом можно считать строительство домов для сирийцев в ауле Панахес. Из 26 строящихся домов 17 уже заселено.

Сохт отметил неоднозначное отношение к своим перспективам в России сирийских переселенцев: «Далеко не все соотечественники в 2012 г. связывали свои перспективы с Российской Федерацией. Большая часть из них однозначно выражала намерение в условиях стабилизации ситуации в Сирии вернуться в свою страну. Это, в свою очередь, породило ряд серьезных проблем.

Часть переселенцев стремилась как можно дольше оставаться в центрах временного размещения, отказываясь расселяться из центров временного проживания, в том числе, в сельской местности. Далеко не все стремились к трудоустройству. Прибывшие переселенцы категорически отказывались подавать заявление на получение статуса беженца, что открывало им каналы легальной государственной и международной гуманитарной поддержки и ускоренного получения гражданства РФ».  По словам Сохта, «они активно уклонялись от любых форм интеграции в российское общество и, самое печальное, крайне негативно влияли на тех, кто стремился к интеграции в российское общество, подвергая их обструкции».

«Другая часть, - продолжил Сохт, - предпринимала активные усилия по изучению русского языка, трудоустройству, решению жилищных вопросов, развитию социальных связей в новом для себя обществе». Сохт подчеркнул, что «данная категория лиц болезненно воспринимает даже идентификацию в адыгской среде как сирийских черкесов, всячески подчеркивая свое органическое единство с адыгами Кавказа (в целом это свойственно черкесским репатриантам из Косово, Турции и т. д.)».

Сохт отметил мотивированность людей, приехавших из Сирии в 2014-2015 гг., и подчеркнул принципиальную разницу между потоками беженцев из Сирии в 2012 г. и в 2014-2015 гг. «Новые потоки переселенцев уже прибывают в РФ с ясной и осознанной целью, выбирая именно Россию местом своего постоянного проживания».

Рассказывая об опыте адаптации сирийских черкесов в Адыгее, Сохт подчеркнул, что «за весь период с 2011 г. (за исключением черкесской организации Мюнхена), ни одна черкесская организация зарубежья, Турции (КАФФЕД и Федерация черкесов Турции), Иордании, Западной Европы, США, Австралии, Израиля не реализовала на исторической Родине в Адыгее ни одного сколь-нибудь значимого социального проекта для репатриантов в Адыгее. Единичные частные инициативы в этой области не могут изменить общей картины».

Сохт прогнозировал продолжение миграционного притока сирийских черкесов в РФ. «Возможен незначительный переток части черкесов Сирии из Иордании и Турции в РФ в условиях осложнения ситуации в регионе, а также реэмиграция незначительной части черкесов Сирии из Европы в РФ».  «Текущее общее доминирующее миграционное устремление черкесов Сирии — страны Западной Европы», - заключил спикер.  

Амар Жужуев рассказал о ситуации с сирийскими черкесами в КЧР: «Они в основном проживают  в Хабезском районе, в ауле Али-Бердуковском. Основные трудности, с которыми сталкиваются сейчас репатрианты, это наличие работы. Сейчас им тяжело найти работу, а работа, которая попадается им, обычно носит временный характер. Другая проблема, с которой сталкиваются сирийские репатрианты - незнание русского языка, хотя это не является проблемой в Хабезском районе, где практически все разговаривают на черкесском языке». 

Балкаров добавил, что «в КЧР все вопросы, от бытовых до юридических до сих пор решались волонтерами, участниками движения «Адыгэ Хасэ -Черкесский парламент», и просто неравнодушными людьми. В последнее время на проблемы репатриантов обратило внимание руководство Хабезского района, и в ближайшее время для черкесов Сирии будут приобретены квартиры в строящемся доме в Хабезе. Это пока единственный случай, когда к решению проблем подключились органы власти. Все дети школьного и дошкольного возраста посещают школы и детские сады. Дети быстро выучили русский язык и диалекты черкесского языка».

Проблемы получения правового статуса в России

Яли Кат рассказала о сложностях работы и о создании специальной общественной организации для помощи репатриантам в КБР. «Мы смогли открыть общими силами общественную организацию "Жьэгу" для помощи репатриантам. Мы сталкиваемся с многочисленными проблемами, которые усложняют возвращение наших соотечественников: много требований для оформления приглашения, которое позволяет находиться на территории РФ не более 3х месяцев подряд.

Имея обычное приглашение как физлицо, по прибытии в КБР человек просто не успевает оформить РВП (разрешение на временное проживание – НН) и ему приходиться улетать или находиться в России нелегально. Также есть сложности с получением РВП и вида на жительство, так как для получения надо заканчивать платные курсы, иметь прописку, что является для некоторых репатриантов невозможным в связи с материальным положением».

Ольга Эфендиева также рассказала о сложностях оформления документов в ФМС:  «Наиболее сложные проблемы возникают при оформлении документов в Федеральной Миграционной службе по КБР, связанных с выдачей документов на статус временного убежища, разрешения на временное проживание, вида на жительство, гражданство.  Причиной такой ситуации является отношение к представителям черкесской диаспоры, проживающим за рубежом, в том числе в Сирии, как к иностранцам, вследствие чего при обращениях в ФМС к ним применяются правовые нормы, установленные для иностранных граждан».

«РВП выдается сроком на 3 года, - отметила Эфендиева, - однако, встречаются случаи, когда в течение этого периода у соотечественников заканчивается срок действия паспорта гражданина Сирии, для продления которого необходимо выезжать в посольство САР в Москве, что влечет за собой немалые непосильные расходы (проезд в оба конца, проживание и пропитание)».       

Эфендиева рассказала о том, что 6-месячный  срок рассмотрения заявлений  от соотечественников для получения правового статуса часто оказывается недостаточным для принятия решения госорганами: «Законодательно общий срок предоставления государственных услуг по выдаче разрешения на временное проживание и вида на жительство составляет 6 месяцев со дня принятия заявления.

Заявление не принимается к рассмотрению, если срок действия документа, удостоверяющего личность, составляет менее 6-ти месяцев. В связи с данным требованием, репатрианты также вынуждены выезжать в посольство Сирии в Москве. Там, по причине перебоев в работе сирийских государственных структур в связи с военными действиями на территории государства, бывали случаи ожидания выдачи необходимых документов в течение длительного времени, следствием чего являлись решения ФМС об отказе в выдаче РВП либо ВНЖ».

«При подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание, согласно миграционному законодательству, требуется документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания, подтверждающий отсутствие судимости у заявителя (п.19.4 Административного регламента). Данная справка должна быть выдана не ранее чем за 3 месяца до дня подачи заявления в ФМС. Этот документ должен быть легализован в дипломатических представительствах Российской Федерации в Сирии. Опять же, нередки случаи, когда сирийские государственные структуры не могут своевременно предоставить нужные справки из-за военных действий», - заключила Эфендиева.

Сохт считает, что «российское миграционное законодательство имеет ряд внутренних противоречий и нерешенных проблем в части реализации прав соотечественников за рубежом. Обусловлены они наличием в законодательстве декларативных норм, не реализуемых в повседневной правовой практике».

Мухадин Тлисов отметил, что при адаптации сирийских черкесов в КЧР «вступают в действие и другие механизмы, которые наталкивают их на вопросы политического и межнационального характера,  а именно  завуалированная национальная неприязнь.  Работающих у частного предпринимателя людей могут увольнять без объяснения причин увольнения, но могут также и не принимать на работу под разным предлогом. Это все они (сирийские черкесы- НН) проходят по мере вживания в нашу реальность».

Уроки русского

Участники дискуссии заявили, что обучение русскому языку соотечественников из Сирии должно осуществляться с помощью госструктур, быть системным и бесплатным.  «Огромную проблему составляет языковой барьер, так как работу найти очень трудно, не зная языка. Решить проблему можно только при поддержке органов власти, нужно открыть границу для этнических жителей республик Северного Кавказа, организовать курсы по изучению языка, адаптировать их», - сказала Яли Кат.

Аскер Борэ отметил, что в КБР обучение русскому и родному языкам остается одной из самых важных проблем. «В республике  отсутствует четкая программа систематической и планомерной подготовки репатриантов (как детей, так и взрослых) русскому и родному языкам, подготовке детей к поступлению в школы и т.д.. Возможно платное обучение, но цены неподъемны для репатриантов (20 тыс. рублей на одного члена семьи)».

Эфендиева рассказала о дороговизне госуслуг при сдаче экзамена по русскому языку: «Регистрационный сбор для прохождения экзамена по русскому языку для получения гражданства РФ составляет 6000 руб., для прохождения сертификационного экзамена по русскому языку, истории и основам законодательства РФ (при подаче документов на РВП, вида на жительство) -5300 руб. на одного члена семьи. Для сравнения: для жителей ДНР и ЛНР, желающих получить разрешение на временное проживание и вид на жительство, стоимость прохождения комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ с середины марта 2015 г. составляет 2 800 руб. 

За три месяца (а именно такой срок визы у наших соотечественников) выучить русский язык и подготовиться к комплексному экзамену, включающему в себя множество сложных вопросов, не представляется возможным. Для этого необходимо, как минимум, 2-3 года».

Эфендиева предложила, чтобы соотечественники могли сдавать экзамен по родному языку как языку, признанного  Конституцией КБР государственным. «Черкесский, балкарский и русский языки являются государственными равноправными языками, в связи с чем репатрианты должны получить право сдачи экзамена на родном языке, а со временем осваивать второй государственный язык, либо получить отсрочку на сдачу экзамена в период 2-3 года», - заключила она.  

Возможен ли экспорт радикального ислама в РФ беженцами из Сирии?

Отвечая на этот вопрос, участники дискуссии были единодушны. По мнению Дениса Колчина, «ИГИЛ, в случае, если будет принято решение об  отправке на Кавказ какого-то количества арабских бойцов, не станет засылать их под видом беженцев.  Халифатчики скорее воспользуются помощью своих сторонников в Грузии (в Панкиси) и Азербайджане, возродив некоторые старые маршруты переброски иностранных моджахедов в СКФО.

Сейчас нет оснований для разговора о том, что в Россию, в частности – на Северный Кавказ, вместе с сирийскими беженцами могут проникнуть боевики различных исламистских группировок. Основной поток беженцев из Сирии идет либо в соседние арабские страны, либо, через Турцию, в Европу. В РФ приехало небольшое число сирийцев. Есть риски, что наши граждане, уроженцы Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Сибири, центральных регионов, воевавшие на стороне джихадистов, будут возвращаться.  Они уже возвращаются. На Кавказе уже неоднократно отмечались случаи, когда «сирийские» ветераны участвовали в боевых действиях на стороне местных моджахедов». 

Хагажей подчеркнул, что «если кто-то решится приехать сюда, на историческую родину, это не будет угрожать безопасности, так как в Сирии все черкесы знают друг друга, и не составит труда вычислить, кто на чей стороне».

Сташ добавил, что «в КБР и Адыгее численность репатриантов более 2 000 человек. Адаптация их прошла очень успешно, многие стали успешными бизнесменами и смогли открыть свое коммерческое дело, они создают также рабочие места для местного населения. Эти люди приносят пользу своей республике и обществу, активно участвуют в общественно-политической и экономической жизни населения. Ни один человек из  возвратившихся на Родину репатриантов не был замечен в террористической или экстремистской  деятельности, не проходил по уголовным делам. Нет никаких опасений, что среди сирийских черкесов появятся люди с какими-либо экстремистскими взглядами».

Сохт охарактеризовал сирийских черкесов как «государственников, стоящих на позициях жесткого контроля государства во всех сферах социальной жизни, в том числе и духовной сфере».  «Для нас это конечно прошлое, но это -  то общество, откуда прибыли наши соотечественники», - заключил Сохт.

По поводу напряжения между местными гражданами и сирийцами, участники дискуссии сказали, что его практически нет. «О недовольстве по отношению к сирийским черкесам говорить, конечно, нельзя. Но разница в семейных укладах вызывает дискуссии. В частности наши женщины, как правило, работают. Порой они играют роль главного добытчика семьи. Но даже в этих условиях они играют второстепенную роль в семье. В черкесской семье сирийских репатриантов царит полный матриархат, не имеющий границ. Все ключевые решения выносит жена. Ее слово обсуждению не подлежит. Это на первоначальном этапе вызывало шок. Появились первые браки с местными черкесами. Это новый опыт характеризовать его пока рано», - рассказал Сохт в ходе дискуссии.

Кат поделилась своим опытом: «В ходе работы нашей организации мы сталкиваемся с теми, кто считает, что им помогать не надо, что местным также нужна помощь. Мы в большинстве их переубеждаем, даём понять, что есть организации, которые помогают всем, и мы все сотрудничаем и направляем. Есть и те, кто просто информирует людей ошибочно и выступают против репатриации, но в большинстве местные граждане нам помогают». 

Хагажей: «Проблемы занятости населения, отсутствия жилья всегда были в России, и к этому привыкли все. По этим вопросам претензий к соотечественникам со стороны местного населения не ощущается. Тем более, эти вопросы решаются не из бюджетных денег, а в частном порядке».

Как помочь тем, кто вернулся?

«В первую очередь  надо помочь с адаптацией  и расселением, нужно создать условия, чтобы при попытке трудоустройства они были конкурентоспособны. Нужно упростить условия их возвращения на Родину, а также упростить получение гражданства РФ как этническим жителям Северного Кавказа», - начала обсуждение этого вопроса Кат.

Тлисов предложил, чтобы «наши соотечественники были приравнены к народам, подвергшимся репрессиям и гонениям.  Здесь обязательно должны быть задействованы местные властные структуры, чтобы обеспечить всех ожидаемых беженцев или репатриантов из числа кавказских народов всеми законными правами, действующими на территории РФ в отношении этих лиц.

У нас же в КЧР, к сожалению, работа в этом плане ведется недостаточно интенсивно.  Не всегда находится понимание с разными ведомствами или с аппаратом правительства, чтобы облегчить оформление многих документов. Например, незнание русского языка репатриантом дает возможность чиновнику не оформлять документы для получения гражданства. Но их предков изгоняли с исторической Родины совсем не по этой же причине! Считаю, что можно было бы сделать исключение нашим соотечественникам на основании того, что они покидали свою Родину не по своей воле.  Все наши соотечественники, которые сегодня имеют желание вернуться на Родину, должны иметь льготы и преимущества по сравнению с другими группами беженцев».

Балкаров отметил, что даже на уровне терминологии в сознание людей закладывается восприятие сирийских черкесов как «других»: «Даже на уровне терминов можно формировать отношение к людям, приехавшим из Сирии. Если их для простоты будут называть "сирийцами", они и будут восприниматься сирийцами. Иногда нужно разъяснять окружающим, впервые столкнувшимся с репатриантами, "почему они приехали сейчас, а не тогда, когда там, в Сирии все было хорошо".

Итоги дискуссии: 

  1. В настоящее время возможен незначительный приток беженцев из Сирии на Северный Кавказа. Возможна миграция части черкесов Сирии из Иордании и Турции в РФ в условиях осложнения ситуации в регионе, а также реэмиграция незначительной части черкесов Сирии из Европы в РФ. Текущим общим доминирующим миграционным устремлением черкесов Сирии являются  страны Западной Европы.
  2. Для облегчения интеграции сирийских черкесов на исторической родине необходимо:

     -  распространение на сирийских черкесов действующего законодательства РФ о соотечественниках.

- снижение стоимости госуслуг при подаче документов на РВП и ВНЖ, в том числе и суммы регистрационного сбора при сдаче экзамена по русскому языку.  

- организация для соотечественников системного и бесплатного обучения русскому языку на государственном уровне.

- возможность сдачи экзамена по родному языку для получения правового статуса с последующей возможностьб обучения русскому в течение 2х лет.

 – организация системной работы для адаптации соотечественников на исторической родине.

- создание базы данных для трудоустройства соотечественников.