RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

"Случай Туко". Послесловие.

11:08, 30 июня 2017

Вчера дала комментарий Кавказскому Узлу. http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/305243/

Сегодня читаю гневные комментарии на свой комментарий. Не удивлена, что каждый комментатор увидел в моем тексте то, что хотел увидеть, некоторые даже препарировали отдельные строчки, но только один человек увидел цельный текст. Поэтому повторю, на этот раз по пунктам, свою позицию.  

  1. Все, что было до ток-шоу, у меня вызывало уважение.
  2. Все, что было на ток-шоу, у меня вызывает отторжение.
  3. Проблема есть, я об этом писала в предыдущем посте. Разве нет дутых медалистов? Разве дети из городских школ не присылаются родителями доучиваться в сельские школы, чтобы получить высокие оценки в более комфортной среде? Разве редкость, что учитель занимается со своим учеником репетиторством, а потом ему же сам ставит более высокую оценку? Все эти проблемы есть, их целый комплекс, и до того, как Рузана с папой пришли на ток-шоу, я не считала, что девушка замахнулась на святое. Наоборот, думала об этом в категориях «здравствуй племя младое, незнакомое!»
  4. Ток-шоу меня покоробило. Высокие ноты борьбы со справедливостью сменились базарными разборками.
  5. Ситуация с Рузанной проявила  нечто большее, чем проблему школьного образования:

а) она показала глубочайший кризис черкесской культуры и этических норм, к которым мы не устаем апеллировать.  Когда один взрослый проталкивает за счет административного ресурса свою посредственную дочь к отличному аттестату, не считаясь ни с чем – это кризис. Когда другой взрослый подносит к наивным детям, не согласуя с родителями,  диктофоны, чтобы также помочь своей дочери – это кризис. Когда юная девочка, едва закончившая школу, в менторском тоне ( ключевые слова- менторский тон) указывает, как должен был вести себя директор и что должны были сделать учителя – это кризис. Когда другая юная девушка, скажем завуалированно, использует ненормативную лексику – это кризис и вообще дно. Когда семьи живут в одном дворе, а говорят, что не знали раньше, до перевода Паранук из одной школы в другую,  друг друга – это кризис, потому что ложь. Обе стороны стоят друг друга.

б) повторю еще раз, что мне не кажется случайным, что эта история именно здесь и сейчас была так быстро раскручена и мгновенно дошла до федеральных СМИ. Надо просто наблюдать, что произойдет в ближайшие месяцы.

6. Я считаю, что участие семьи Туко в ток-шоу было избыточным. Ситуация и так дошла до правоохранительных органов, получила огласку в федеральных СМИ и в любом случае была бы доведена до финала. Другой вопрос, каков будет этот финал.

7. В любом случае, все, что случилось, симптоматично. «Случай Туко»  вверг в шок многих – и обнаглевших чиновников, и людей вроде меня, считающих, что где-то есть те традиционные нормы, которые кого-то способны сдержать и обуздать. Увы, их почти нет.

8. Все, что произошло – это шоковая терапия. А после шока – либо трагический финал, либо выход из кризис на новом уровне.