RSSИнгуш, правозащитник Магомед Муцольгов

Стрельба на свадьбах

23:15, 31 августа 2014

   Почти каждое воскресенье в республике вызывает практически одинаковые эмоции и связано это с, по своей сути, радостным событием, созданием семьи. Так сложилось, что ингушские свадьбы отмечаются именно в воскресный день, а учитывая крепкие родственные связи, редкое воскресенье обходится без посещения свадебных торжеств.

   Я как-то писал уже о свадьбах, проводимых в ресторанах и о своем к этому отношению http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/342/posts/18434 , но сейчас я хотел бы написать о другом. Одной из главных церемоний свадьбы, является свадебный кортеж, отправляемый женихом в дом невесты с целью привезти ее в свой дом. Свадебные кортежи уже давно стали предметов различных споров, вызванных отдельными случаями дорожно-транспортных происшествий с их участием и ставшей «обязательной» стрельбой из огнестрельного оружия. Если окунуться в историю зарождения традиции стрельбы на свадьбах, то я слышал, по крайней мере, о двух версиях ее объяснения.

   Первая версия, на мой взгляд, является суеверием и связана с определением «главенствия» мужа или жены в семейных отношениях. Когда свадебный кортеж приезжал за невестой, то один из родственников жениха заходил в дом и за руку выводил ее во двор, завидев во дворе невесту, родственники молодоженов открывали стрельбу, и чей выстрел был первым, тот якобы в семье и будет «главенствовать». К ее достоверности я отношусь скептически, но посудите сами, разве это не глупость в чистом виде, одно название – суеверие.

   Вторая версия, мне кажется не только правдоподобной, но и весьма разумной. В давние времена, когда средства передвижения и транспортные «магистрали» представляли собой нечто другое и создавали условия для менее скоростного передвижения, а молодожены являлись жителями разных сел, свадебные кортежи выезжали за невестой накануне свадьбы. Переночевав в чистом поле недалеко от села невесты, утром свадебная церемония направлялась к дому новоиспеченных родственников, откуда им предстоял обратный путь. Весь обратный путь представлял собой целое торжество, с остановками и зажигательными танцами, на что уходило много времени, и было невозможно точно определить, когда свадебный кортеж с невестой приедет в дом жениха, где оставшиеся дома родственники, друзья и соседи жениха томились в ожидании торжества. Так вот тогда, когда кортеж был недалеко от села, начиналась стрельба, которая извещала о приближении торжества и фактически являлась призывом к тому, чтобы сельчане собирались на свадьбу в доме жениха.

   Учитывая то обстоятельства, что обе версии объясняют происходящее в разные периоды движения кортежа, я допускаю их правдоподобность. В давние времена, оружие являлось неотъемлемой частью жизни горца, необходимостью и его гордостью. Мужчине с раннего возраста прививалась не просто любовь к оружию, он воспитывался в духе воина-защитника и добытчика, ему прививались навыки пользования оружием. Это была целая наука, которая учила не только стрелять, но обеспечивать безопасность при его ношении и использовании.

   Но времена изменились, люди изменили свое отношение к оружию, к повседневной жизни и стали «безалаберны» в вопросах безопасности жизнедеятельности. Были случаи, когда услышав шум приближающегося кортежа, жители многоэтажных домов выходили на балконы посмотреть на свадебную церемонию, а их жизни уносили шальные пули, выпущенные участниками торжеств.

   Достижения человеческой мысли и технический прогресс, позволяют известить о приближении свадебной церемонии к дому жениха, очень тихо, без паники и лишнего шума, не создавая угрозы окружающим, просто взять телефон и позвонить. Хотя я допускаю, что в целях соблюдения национальной традиции, можно сделать это и по старинке, но с использованием холостых патронов. Но и у этой версии есть свои минусы, люди сочтут возможным стрелять, используя неограниченное количество патронов, пусть даже и холостых. И это будет иметь свои негативные последствия, так как на каждую свадьбу молодежь будет запасаться целыми арсеналами с непременной загрузкой «пустыми» патронами, что называется под завязку. Примером тому является многочисленное количество видео в интернете с арабских свадеб, где патроны уходят в огромном количестве, как горячие пирожки в базарный день. В таком случае это будет расточительством, отдаляющим  верующего от религии.