RSSНеизвестные люди Кущёвки: до и после резни

Кущевская — культурная станица

14:43, 29 ноября 2010


памятник героическому казаку на въезде в Кущевскую

Экскурсовод Музейно-туристического объекта «Поле казачьей славы» в Кущёвской Ирина Баранова. Ирина Григорьевна - коренная жительница.

«Мой отец, местный поэт Григорий Ильич Баранов был участником русско-финской и Великой Отечественной войны. Он жил здесь, писал о Кущевской и о Кубани. Вообще, Кущёвка, несмотря на последние события — культурная станица. За последнее вермя тут много журналистов побывало. Кто приезжает в командировку, и к нам заходит. Главный редактор журнала «Казаки» из Москвы приезжал, первый канал, РТР. Я им говорю, что места у нас замечательные. Тут всем памятны подвиги казаков. Я недавно была на встрече, посвященной столетию со дня смерти Толстого. Присутствовала на мероприятиях в нескольких музеях в Москве, читала стихи своего отца. И, когда люди услышали, что я приехала из Кущевки, многие были в шоке. Но я говорила, что на моей малой родине много творческих людей, историков, литераторов, педагогов. Я очень горжусь своей станицей.

Я работаю с 1974 года в шестой кущевской школе учителем химии. В советское время была секретарем комсомольской организации.

В те, 70-е, 80-е годы, ученики были более ответственные, к учебе относились посерьезнее. Было патриотическое воспитание, главное было образование, в армию шли охотно. Многое было потеряно, когда исчезла пионерская организация. Это очень большой провал. Сейчас время потребления, а мы довольствовались малым. Сейчас молодежи в 18 лет уже хочется иметь крутую машину, деньги. У нас в школе в восьмидесятые годы был создан один из первых в России клубов интернациональной дружбы (КИД), который существует и по сей день. Адыгейский аул Уляп — наш побратим. В советсткое время к нам в гости часто приезжали адыги, узбеки. Мы их знакомили с местным бытом казаков.




Многие вещи, которые сейчас являются музейными экспонатами, очень практичны и вполне годятся для использования. Например, вплоть до 90-х годов у людей в домах, на кухнях и в чуланах стояла старинная деревянная мебель — буфеты, столы и табуретки, какие были еще в позапрошлом веке. Потом, в прошлом десятилетии, люди уже стали считать это хламом и избавляться от вещей своих бабушек. Многие сдавали в музей, как ненужное. Одна старая казачка, бывшая владелица большого дамского зеркала, рассказала, почему оно делалось двойным — основная часть и небольшое зеркальце сверху. Оказывается, и здесь в это верят до сих пор, что в само зеркальце смотрится женщина, а в верхнее маленькое — ее ангел хранитель.
Это необходимо для того, чтобы сохранить здоровье и плодовитость женщины. Надо сказать, что кубанское казачество отличается от Донского. Здесь произошло слияние с кавказской культурой.

Наши бабушки еще жили в то время, когда для здешней девушки было престижно иметь диплом краснодарского института благородных девиц. Девушки с таким образованием знали языки, умели вязать, шить, вышивать и музицировать. Обычно они становились потом сельскими учительницами. Одна семья подарила музею вышитый черными и красными нитками льняной рушник. Вышивальцища была грамотной женщиной, помимо узора, она вышила на ткани свои инициалы — М. Т. Эксперты определили, что этой вещи более ста лет, поскольку такие цвета и узоры характерны для вышивки 19 века. Раньше в каждом колхозе и совхозе был музей...

Сейчас все шокированы этим ужасным убийством. Никто не мог подумать, что в кубанской станице такое произойдет. Но жизнь-то не остановилась!
Помимо самого этого ужасного события нас поразило то, что открылось — что среди преступников, членов банды оказывается, наши давние знакомые, ребята, которых знаешь с детства, ученики, соседи, дети знакомых! Это очень болезненно воспринимается. Они росли у нас на глазах. И никто не думал, что так все может обернуться.

Мы привыкли, что наша милиция нас бережет, а тут такое! В это сложно поверить, невозможно воспринимать спокойно".