Митинг в поддержку репатриации сирийских черкесов на Кавказ. Турция, Стамбул, 29 января 2012 г. Фото www.cherkessia.net

12 мая 2012, 23:53

Репатриация черкесов - не главная задача черкесских организаций Турции, отмечают эксперты

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Турции черкесские общественные организации не ставят основной задачей своей деятельности вопрос возвращения черкесов на историческую родину, заявляют эксперты. По их словам, основная цель этих организаций - укрепление позиций и самосохранение черкесов в Турции.

Эти проблемы, а также вопрос преобразования кавказских обществ Турции в черкесские обсуждались на встрече руководителей и представителей черкесских организаций в Стамбуле 6 мая. В качестве гостей в мероприятии принимали участие и черкесские общественные деятели из России - руководитель "Адыгэ Хасэ" Краснодарского края Аскер Сохт и представитель движения "Адыгэ Хасэ" причерноморских адыгов-шапсугов, главный редактор газеты "Шапсугия" Анзор Нибо.

Нибо: в Турции идет процесс переименования кавказских обществ в черкесские

Одной из главных тем прошедшей 6 мая в Стамбуле встречи руководителей и представителей черкесских организаций Турции стал вопрос переименования кавказских обществ в черкесские, сообщил участник мероприятия, представитель движения "Адыгэ Хасэ" причерноморских адыгов-шапсугов, главный редактор газеты "Шапсугия" Анзор Нибо.

"Как правило, в Турции под черкесами понимаются все выходцы с Северного Кавказа – не только адыги, но и осетины, абхазы, дагестанцы, чеченцы. Во второй половине 20 века представители этих народов объединились в кавказские общества. В последние годы наметился процесс переименования кавказских обществ в черкесские", - пояснил Анзор Нибо.

Он добавил, что этот процесс затронул не только черкесов Турции. "У абхазов тоже наметился процесс создания абхазских организаций. В прежние годы черкесы Турции занимались решением проблем и других кавказских народов. Сейчас они будут заниматься только общественными и культурными проблемами своего народа", - добавил представитель движения "Адыгэ Хасэ" причерноморских адыгов-шапсугов.

По его мнению, процесс преобразования кавказских обществ в черкесские в Турции вызван также тем, что черкесы имеют свои взгляды на решение тех или иных проблем. "И они будут ими заниматься. Черкесские общества намечают ряд важных проектов – обмен молодежными группами, фольклорными коллективами, организация обучения родному языку и другие", - сказал Анзор Нибо.

Он также отметил, что наряду с данным вопросом на прошедшей в Стамбуле встрече представителей кавказских и черкесских организаций Турции обсуждались проблемы взаимодействия с другими черкесскими диаспорами, исторической родиной, мероприятия в День памяти жертв Кавказской войны 21 мая, тема Олимпиады в Сочи.

Сохт: в Турции определенные политические силы противодействуют преобразованию кавказских организаций в черкесские

В Турции процесс преобразования кавказских организаций в черкесские получил кардинальный толчок в 2011 году, говорит другой участник прошедшей в Стамбуле встречи, руководитель "Адыгэ Хасэ" Краснодарского края Аскер Сохт.

Он напомнил, что в период военного переворота в Турции многие общественные организации были запрещены. "По мере развития демократического процесса в Турции стало возможным создавать благотворительные кавказские общества. В следующий исторический период эти кавказские общества начали структурироваться по этническому принципу. Этот процесс продолжается и в настоящее время", – добавил Сохт.

В Турции, по его словам, существуют дагестанские, чеченские, абхазские, грузинские организации. "В то же время в Турции очень много черкесских общественных организаций. Только в Стамбуле их порядка 20, но превалирует кавказская аббревиатура. Тем не менее этнический состав этих организациях - черкесский (адыгский)", - сказал Сохт, добавив, что процесс преобразования кавказских организаций Турции в черкесские относится исключительно к внутреннему самоопределению этих организаций, поэтому, по его мнению, должен развиваться без давления извне.

"Этот процесс сложный, но динамика однозначная. Применительно к ситуации в Турции стоит также обратить внимание на политический фактор. В отличие от нашей страны политические предпочтения в турецком обществе более ярко выражены, этнический национализм выражен в меньшей степени. В силу этого фактора структурирование черкесских организаций порой осложняется различиями политических позиций ее членов. Надо отметить, что структурирование черкесских организаций по этническому принципу встречает противодействие в обществе и у определенных политических сил в стране", - пояснил руководитель движения "Адыге Хасэ" Краснодарского края.

Он также добавил, что существует проблема различной интерпретации этнонима черкесы. "На Кавказе, да и во всем мире, этноним черкесы - это иноназвание адыгов. Однако в Турции есть определенные политические силы, которые пытаются размыть этот этноним, причисляя к нему все народы Северного Кавказа. Это также является косвенной попыткой противодействия структурированию черкесских организаций по этническому принципу. Этот нонсенс порой закрепляется даже в уставах некоторых черкесских объединений", - пояснил Аскер Сохт.

"Основная задача черкесских организаций Турции - самосохранение черкесов в этой стране"

Говоря о направлениях деятельности черкесских организаций Турции, Аскер Сохт отметил, что они в первую очередь озабочены местом и ролью черкесов в этой стране, сохранением своей культуры, языка.

"Идея репатриации черкесов на историческую родину как краеугольный камень в деятельности черкесских организаций Турции не обозначается. Имеет место риторика в этой области, но основная их задача – укрепление позиций в стране и самосохранение черкесов в Турции. Наиболее яркий показатель – 90% руководителей черкесских организаций Турции даже в условиях безвизового режима никогда не были на исторической родине. Большинство российских черкесских организаций также не поддерживает и не развивает горизонтальных связей с черкесскими организациями диаспоры. Таким образом, как Кавказ для черкесов Турции, так и диаспора для черкесов Кавказа остаются во многом мифологизированными пространствами", – считает черкесский общественный деятель.

По словам Сохта, современный формат российско-турецких отношений, безусловно,  носит позитивный характер. "Но как в Турции, так и в России связи черкесских организаций двух стран вызывают скорей обеспокоенность, чем удовлетворение. Возможно, часть вины за это лежит на нас. За более чем 20-летний период черкесы так и не смогли выстроить эффективный и прагматичный формат сотрудничества. Политическая риторика превалирует. Реальных проектов минимум", - заключил руководитель движения "Адыгэ Хасэ" Краснодарского края.

Кушхабиев: в Турции происходит логическое завершение процесса преобразования кавказских организаций в черкесские

На сегодняшний день в Турции проживает около 3,5 миллионов черкесов, отметил эксперт по черкесской зарубежной диаспоре, доктор исторических наук Анзор Кушхабиев.

"Во время выселения народов Кавказа в Османскую империю в 1860-е годы свыше 90% выселенных оказались адыги. Поэтому автоматически представителей всех северокавказских народов в Османской империи начали называть черкесами. В наши дни в Турции проживает примерно 3,5 миллиона черкесов. Абхазов и абазин примерно 350 тысяч. Остальных северокавказских народов меньше - представителей дагестанской диаспоры примерно 80-90 тысяч. Разные цифры приводятся относительно чеченской диаспоры – их более 30 тысяч, карачаевцев – приблизительно 20 тысяч, осетин примерно 15 тысяч", - сказал Анзор Кушхабиев, уточнив, что данную информацию предоставили общественные организации северокавказских диаспор в Турции.

"Известна и статистическая информация о народах Северного Кавказа, выселенных в Османскую империю во второй половине девятнадцатого - начале двадцатого века, с учетом которой приведенным цифрам можно доверять", – добавил ученый.

Он напомнил, что "черкес – это экзоэтноним, то есть, внешнее название адыгов, но не всех северокавказцев, как это сейчас пытаются преподносить за рубежом, а также и некоторые северокавказские авторы в России".

"В определенные эпохи, в средние века и в новое время, вплоть до массового выселения адыгов в Османскую империю (1858-1865 гг.), адыгский народ доминировал на Северном Кавказе. В этой связи некоторые европейские путешественники ошибочно причисляли к черкесам и соседние северокавказские народы. Но путешественники, которые были лучше знакомы с народами Северного Кавказа, четко различали их и указывали в своих работах, кто адыг, кто чеченец, кто осетин и др. Российские авторы 19 века – офицеры, политические деятели, как правило, уже не допускали таких ошибок", - констатировал эксперт.

"Черкесская диаспора Турции проявляла стремление к интеграции всех северокавказских диаспор"

Комментируя предложение о преобразовании кавказских и северокавказских общественных организаций в черкесские, Анзор Кушхабиев отмечает, что оно не является неожиданным.

"Это объективное завершение длительного процесса. После окончания Второй мировой войны в Турции получили развитие процессы либерализации социально-политического строя. Этническим меньшинствам было предоставлено право на культурно-просветительскую деятельность. В начале 1950-х годов в городах Турции стали создаваться северокавказские культурные общества. Одной из первых и самых массовых была организация "Кавказское культурное общество", основанная в Стамбуле в 1952 году", - рассказал он.

В деятельности северокавказских общественных организаций Турции, по словам Кушхабиева, принимали участие представители всех северокавказских диаспор.

"Но вскоре наметилась тенденция к сепаратизму в среде меньших в численном отношении диаспор. В 1967 году из "Кавказского культурного общества" вышли представители абхазской диаспоры, позднее – представители чеченской, осетинской и дагестанской диаспор. Стали создаваться отдельные чеченские, карачаевские, дагестанские и другие общества. Этот процесс активизировался в 1990-е годы и был обусловлен стремлением каждой из диаспор сохранить свою этническую культуру. Влияние на этот процесс оказали и установившиеся связи указанных диаспор с республиками Северного Кавказа", - считает Анзор Кушхабиев.

По его мнению, представители доминирующей черкесской (адыгской) диаспоры в Турции не создавали этнически обособленных организаций, а напротив, проявляли стремление к интеграции всех северокавказских диаспор.

"До сих пор существуют кавказские организации, в которых в основном остались адыги (черкесы), однако в них сохраняют свое представительство и другие народы Северного Кавказа. В связи с тем, что существуют этнически обособленные организации других северокавказских диаспор, то логически все шло к тому, что возникнут черкесские организации. Они начали создаваться с 2007 года", – констатировал доктор исторических наук.

К настоящему времени, по его словам, из кавказских и северокавказских в черкесские переименовались следующие организации: Анкарское черкесское общество, Бурское черкесское общество, Токатское черкесское общество, Балыкесирское адыгское-черкесское культурное общество, Яловское черкесское общество культуры и взаимопомощи и другие.

"В Стамбуле также "Кавказское культурное общество" планирует переименоваться в черкесское. Можно говорить, что сегодня происходит логическое завершение этого процесса", - полагает Анзор Кушхабиев.

"Черкесские организации Турции выполняют, прежде всего, коммуникативно-интеграционные функции"

В Турции черкесские общественные организации выполняют, прежде всего, коммуникативно-интеграционные функции, говорит Анзор Кушхабиев.

"В этих организациях черкесы получают возможность общения друг с другом. Это имеет важное значение в условиях современных больших городов среди доминирующего турецкого населения", – уверен ученый.

"Вторая функция, которую выполняют эти организации, – это культурно-образовательная. Большинство черкесских общественных организаций проводят работу по обучению детей родному языку, обычаям, традициям, народным танцам. При многих организациях есть кружки и курсы, где организовано обучение детей", - пояснил Кушхабиев.

Также, по его словам, черкесские общественные организации выполняют функции информационных центров, издавая журналы, брошюры, восполняя потребность в информации о событиях на Кавказе и о самих зарубежных северокавказских диаспорах.

"В той или иной степени все представители зарубежных черкесских диаспор проявляют интерес к событиям на исторической родине. Получить такую информацию они могут в общественных организациях. Некоторые общественные организации создали свои сайты", – сказал собеседник, добавив, что черкесские общественные организации в Турции также выполняют функции координирующих центров, проводя агитационно-массовые мероприятия – митинги, демонстрации, собрания.

"В последнее время в Турции создаются черкесские организации, выдвигающие политические требования"

Одной из важных функций, выполняемых черкесскими общественными организациями Турции, является функция официального статуса, сказал Анзор Кушхабиев, пояснив, что черкесские общественные организации обладают правом обращения к органам государственной власти, правом сотрудничества с республиками Северного Кавказа в сфере культуры и образования и других.

"В последнее десятилетие в Турции появились общественные организации, деятельность которых направлена на решение политических проблем. В основном речь идет о черкесской диаспоре. Это не земляческие и не культурные центры. Это организации, которые выступают за дальнейшие демократические преобразования", - сказал Кушхабиев, отметив, что в их составе много молодежи, студентов, молодых специалистов.

"Например, к таким объединениям относятся организации: "Инициатива за права черкесов", "Демократическая черкесская платформа", "Черкесская инициатива за демократию". Есть также общекавказская организация "Кавказский форум". Этнический состав этой организации смешанный – черкесы, абхазы, чеченцы, карачаевцы", - проинформировал Кушхабиев.

Эти организации, по его словам, выступают с политическими требованиями на государственном и международном уровнях, требуют предоставления равных прав в сфере культуры и образования. "Например, они требуют, чтобы северокавказским диаспорам предоставили право изучать родные языки не на уровне общественных организаций, а на уровне школ и университетов", – заключил Анзор Кушхабиев.

"Кавказский узел" писал о ситуации с черкесами в Сирии. 25 декабря 2011 года 115 представителей черкесского народа, проживающие в Сирии, направили обращение к президенту России Дмитрию Медведеву, а также властям и общественности Адыгеи с призывом о помощи. 28 декабря 2011 года еще 57 сирийских черкесов обратились к руководству РФ и Адыгеи с просьбой оказать содействие в переселении в Россию. 3 января в адрес правительств России, Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии было направлено новое обращение от 76 черкесов Сирии.

16 марта в Сирию вылетела делегация Совета Федерации, чтобы на месте изучить ситуацию вокруг возможного переселения черкесов, желающих вернуться на историческую родину. Участники парламентской делегации провели ряд встреч с сотрудниками посольств, МИД Сирии, общинами своих соотечественников, в том числе с черкесской диаспорой в Дамаске.

По итогам визита член комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Альберт Кажаров заявил, что в Россию хотят вернуться более 200 семей черкесов из Сирии.

Двадцать семь человек 5 мая приехали в Абхазию из Сирии. Также группа черкесов Сирии в количестве 17 человек прибыла из аэропорта Дамаска в аэропорт Минеральных Вод. 4 мая 14 человек отправились в Кабардино-Балкарию, трое – в Адыгею. В марте в Кабардино-Балкарию из Сирии прибыли 17 черкесов. В апреле в республику приехали две группы из 50 и девяти репатриантов. Кроме этого, в Кабардино-Балкарию прибыли репатрианты из Сирии в частном порядке.

Автор: Ася Капаева источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

29 марта 2024, 09:49

29 марта 2024, 09:12

29 марта 2024, 08:30

29 марта 2024, 07:42

29 марта 2024, 06:46

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей