14 июня 2012, 20:00

Медресе (мадраса)

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Мадраса (медресе) – место, где учатся; учебное заведение второй ступени после начальной. Самые ранние известия о мадраса в странах распространения ислама относятся к Х в., территориально – к Хорасану и Мавераннахру. Ученые выдвигают ряд версий относительно возникновения мадраса и ее оформления как самостоятельного института. Согласно теории о "буддийских корнях" мадрасы, ее прототипом в Центральной Азии стали буддийские монастыри – вихары. По другой версии, мадраса являлась логическим продолжением института дар аль-ильм ("Дом науки"), как назывались библиотеки и центры пропаганды эллинско-эллинистической учености, возникшие на Востоке в IX-Х столетиях. Существует также мнение, что мадрасы выросли из ханов – постоялых дворов, предназначавшихся для проживания пришлых учащихся и строившихся при мечетях, в которых велось преподавание схоластических дисциплин.

Начиная с XI в. мадраса стала ведущим типом учебного заведения, до этого времени обучение было слабо организовано и происходило в мечетях и в частных домах, а также в гостиницах (хан), библиотеках, больницах. В этот период произошло ее превращение в государственное учреждение, в котором вели занятия назначенные правительством преподаватели; тогда же мадраса становится оплотом пропаганды суннитского традиционализма.  В период династии Сельджукидов "мадраса была кузницей кадров, которая готовила тех, кто правил государством, эффективно влиял на общество и при этом свои профессиональные навыки сочетал с подчеркнутой лояльностью по отношению к суннизму", - пишет современный ученый С.А. Кириллина в статье "Мадраса в средневековом мусульманском мире".

В XII столетии появилась новая разновидность медресе, так называемые медресе-мавзолеи, где одно из помещений, перекрытое куполом, служило усыпальницей для ее основателя.

Мадраса учреждались и существовали за счет вакфа – передачи частными лицами своего имущества на благотворительные цели. В мадраса преподавателям и прочим служителям платили жалованье, учащиеся обеспечивались стипендией, учебными принадлежностями и жильем. При этом вакфы служили не только делу финансовой поддержки системы образования, но и были действенным средством контроля их основателя или смотрителя-назира над центрами учености.

Изначально мадраса предназначалась для преподавания мусульманского права – фикха, специализируясь на конкретном суннитском толке законоведения. Основным и нередко единственным предметом изучения в мадраса было мусульманское право – фикх; соответственно, профиль мадраса определялся по толку, или школе (мазхабу) права. Первыми были учреждены шафиитские, вскоре – ханафитские и др.; позднее возникли мадраса для преподавания фикха по двум, трем или всем четырем мазхабам, каждый из которых был представлен одним преподавателем (мударрисом) с помощниками.

Обучение велось в форме лекций, проработки определенных книг и диспутов. Широкий круг предметов, преподававшихся в мадраса, подразделялся на два основных разряда: ̒улюм наклийя –"традиционные науки" и'улюм таби'ийя – "естественные науки" (которые еще назывались 'улюм'аклийя – "рациональные науки", или 'улюм фальсафийя – "философские науки").

"Традиционные науки" включали коранические дисциплины, арабский язык, хадисоведение, богословие, "естественные науки" - логику, арифметику, медицину, геометрию, астрономию и прочие "науки древних".

Изредка учреждались и специализированные мадраса – по хадисоведению (они обычно назывались дар аль-хадис, "Дом хадиса"), медицине. Как правило, мадраса являлось частью комплекса вакфных строений и учреждений; при ней была библиотека.

В архитектурный комплекс мадрасы помимо мечети, классов и жилья, входили библиотека, трапезные, дворики с фонтанами. Основное пространство здания мадресы образовывал айван — просторный сводчатый зал, разделенный рядами колонн на три или четыре нефа, одна сторона которого не была закрыта и выходила в центральный двор.

Архитектуре и декоративному оформлению мадрасы уделялось особое внимание, и до наших дней сохранились великолепные образцы центров образования. Некоторые медресе (например, в Бухаре, Фесе и Стамбуле) представляют собой настоящие шедевры мирового зодчества.

В мусульманских странах система мадраса постепенно пришла в упадок, традиционные наборы изучаемых предметов и пособий начали обновлять лишь в XIX –ХХвв. Исторически знамениты мадраса Низамиййа в Багдаде, ал-Азхар в Каире и другие.

Строительство медресе было важной частью распространения ислама по всему миру. Мадраса оказала влияние на становление системы колледжей в Западной Европе в XII в. Примером подобного влияния может служить старейший в Италии Неаполитанский университет (основан в 1224 г.), ставший первым европейским учебным заведением, которое готовило функционеров правового государства. Идея медресе оказалась настолько плодотворной, что два столетия спустя большинство европейских университетов были устроены по той же модели: проживание, стипендии, библиотеки и пр. Система колледжей, созданная на Западе, своим появлением также обязана мадреса. Такие страны, как Индия, Пакистан, Малайзия и Индонезия, развивали мадрасы как часть своей образовательной системы.

В настоящее время во многих исламских странах сложились два типа мадраса: светские, входящие в систему государственного народного образования, и конфессиональные, где слушатели получают богословское образование. Помимо этих существуют и частные медресе.

Источники:

  • Ислам. Энциклопедический словарь. М.: "Наука", 1991;
  • Исламская энциклопедия. Код доступа http://islamist.ru;
  • Кириллина С.А. Мадраса в средневековом мусульманском мире // Научная конференция "Ломоносовские чтения". М,2004.

Автор: Кавказский Узел

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

29 апреля 2024, 13:29

29 апреля 2024, 12:49

29 апреля 2024, 12:16

  • Алескер Мамедли возвращен в СИЗО после медобследования

    Состояние здоровья учредителя Toplum TV Алескера Мамедли обследовали в госпитале МВД, а затем вернули его в СИЗО. О результатах медосмотра ни ему, ни его родственникам не сообщили, рассказал его брат Насими Мамедли. Он отметил, что родные будут добиваться перевода Мамедли под домашний арест. Его слова подтвердил адвокат.

29 апреля 2024, 11:25

29 апреля 2024, 10:47

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей