Зоя Светова во время презентации своей книги "Признать невиновного виновным" о судьбе Зары Муртазалиевой и Игоря Сутягина. Москва, 27 апреля 2011 г. Фото "Кавказского узла"

19 мая 2011, 17:59

Зоя Светова: уроженку Чечни Зару Муртазалиеву не выпустят из заключения досрочно

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Уроженка Чечни Зара Муртазалиева, осужденная в 2005 году по обвинению в терроризме, не сможет выйти на свободу досрочно, считает журналистка Зоя Светова, автор книги "Признать невиновного виновным" о судьбе Зары и осужденного по статье "шпионаж" Игоря Сутягина.

Напомним, 27-летняя Зара Муртазалиева находится в тюрьме уже шесть лет. Мосгорсуд 17 января 2005 года приговорил Муртазалиеву к девяти годам лишения свободы в колонии общего режима, признав виновной в подготовке террористического акта, незаконном хранении и приобретении взрывчатого вещества. Позже Верховный суд РФ снизил ей срок наказания на полгода. В октябре 2008 года Зубово-Полянский райсуд отказал девушке в условно-досрочном освобождении (УДО), ссылаясь на то, что она не признала свою вину.

«Я не смогла ничем помочь Заре Муртазалиевой, ощутив свое полное бессилие. Я написала кучу статей, дошла до Кадырова, и хотя он считает, что она невиновна, ничем не смог ей помочь. Или не захотел, хотя мог», - рассказала Светова в интервью корреспонденту «Кавказского узла».

Ее посадили по сфабрикованному обвинению и не отпустят, пока Зара не отсидит весь срок

«Недавно журналистка Софико Шеварнадзе брала интервью у Кадырова и  по моей просьбе опять спросила про Муртазалиеву, он сказал: «Да, я считаю, что она невиновна, но я ничего сделать не могу», - отмечает журналистка. По мнению Световой, Муртазалиеву «посадило ФСБ, чтобы оправдать свои действия». «Ее посадили по сфабрикованному обвинению и не отпустят, пока Зара не отсидит весь срок», - полагает Светова.

По словам журналистки, о деле Муртазалиевой она услышала от правозащитницы Светланы Ганнушкиной, которая узнала о нем от мамы подруги Муртазалиевой – одной из двух русских девушек, которые имели отношение к делу. «Они приняли мусульманство и познакомились с Зарой в мечети в Москве, когда она приехала в 2003 году, стали следить и решили, что ее можно использовать в качестве предполагаемой шахидки», - пояснила собеседница.

Журналистка не исключает, что девушки были подосланы к Муртазалиевой ФСБ, для того, «чтобы разводить ее на разговоры про шахидок, про взрывы, и все это записывалось в ее квартире, которую снял ей  милиционер-чеченец Саид». «Ганнушкина дала пресс-конференцию, и я стала писать про это. Был  2003 год, я стала ходить на все заседания суда. В 2005 году Муртазалиеву осудили. А потом я стала с ней переписываться и поняла, что она абсолютно невиновна», - утверждает правозащитница.

Она говорит, что ездила к Муртазалиевой в колонию, читала ее дело, видела, что там нет доказательств. «Мне было стыдно, что я, русская журналистка, которая не может ничем помочь этой чеченской девочке, которую просто так засадили на восемь с половиной лет, потому, что ФСБ надо было поставить галочку, и судье дали задание ее посадить. Я пыталась хоть как-то облегчить ее участь, стала приезжать к ней и писать письма», - продолжает Светова.

«Для Муртазалиевой это важно, поскольку она «тяжело сидит» - в Мордовии в женских колониях много сотрудников, которые прошли через Чечню, и негативно относятся к чеченцам», - подчеркивает собеседница. Журналистка также считает, что есть негласное распоряжение не отпускать чеченцев из заключения условно-досрочно.

Сейчас Зара тоже может попросить об условно-досрочном освобождении, но знает, что ее не отпустят, поэтому и не просит

«Я была в колонии, когда Зара Муртазалиева попросила об условно-досрочном освобождении. В этот день было 13 человек, которые просили УДО, 12 освободили, а ее нет. И потом, когда я ее просила опять подать на УДО, она ответила: «Нет, я буду сидеть от звонка до звонка». У девушки срок УДО подошел уже три года назад, но ее не отпустили. Сейчас Зара тоже может попросить об условно-досрочном освобождении, но знает, что ее не отпустят, поэтому и не просит», - констатирует Зоя Светова.

Чтобы Муртазалиева не могла претендовать на условно-досрочное освобождение, в колонии «ей придумывают нарушения, например, что она не заправила кровать, не надела платок, не поздоровалась с кем-то». «Однажды, когда я к ней приехала, Заре подложили в кровать заточку и посадили в ШИЗО, чтобы мы с ней не встретились», – рассказала журналистка.

«Совершенно удивительно - и в своей недавно вышедшей книге я об этом пишу - девушка не держит зла на тех, кто ее предал – на девочек, которые давали против нее показания, на судью, которая осудила ее, на милиционеров, которые ее били. Она всех прощает. И единственное, на что надеется – на Страсбургский суд. У Зары полгода назад прошла коммуникация по ее делу, это означает, что российскому правительству были заданы вопросы по ее делу», - отметила собеседница.

«Есть уже предварительное решение, что ее дело принято. На протяжении всего срока к ней ездят из ФСБ, все время хотят, чтобы она открыла им какие-то явки, чтобы назвала имена каких-то ваххабитов. Но она никого не знает, и говорит им, что не может сказать им то, чего нет. Непонятно, зачем они к ней ездят – они же тоже знают, что она никого не знает. Это полный бред», - возмущается Светова.

родственникам Зары очень тяжело – это очень бедная семья, им сложно к ней ездить

«Признает виновным ЕСПЧ ее виновной или нет, но для нее важно моральное признание. И для Зары важно, чтобы про нее писали в СМИ – потому что она невиновна, и ее не сломали. Муртазалиевой осталось сидеть полтора года, она уже дни считает, когда выйдет. В тюрьме тоже знают, что мы за ней следим, я езжу два раза в год. Светлана Ганнушкина во всех международных докладах говорит, что Зара Муртазалиева – политическая заключенная», - обращает внимание журналистка.

«Но родственникам Зары очень тяжело – это очень бедная семья, им сложно к ней ездить, деньги собирать на передачи. Помогает Фонд помощи политзаключенным, Михаил Кригер им денег дает. Я обращалась, чтобы богатые чеченцы ей помогали, но, к сожалению, никто не помог. Помогали и помогают только русские», - рассказала Зоя Светова корреспонденту «Кавказского узла».

Комментарии от руководства колонии, в которой отбывает срок Муртазалиева, а также в Федеральной службе безопасности по поводу заявлений Световой пока получить не удалось.

Как сообщал «Кавказский узел», 27 апреля в Москве в культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация книги российской правозащитницы, публициста и журналистки Зои Световой, посвященной судебным процессам над обвиненным в шпионаже ученым Игоре Сутягине и осужденной за терроризм чеченки Зары Муртазалиевой. «Признать невиновного виновным» - документальная повесть, в которой на примере двух громких судебных процессов рассказывается, что такое российское правосудие сегодня. По мнению автора, независимого суда в России не существует, а власть использует суд, как инструмент для достижения своих целей. Зоя Светова посвятила свою книгу Анне Политковской.

По словам адвоката Анны Ставицкой, при написании книги Светова считала, что Сутягин и Муртазалиева – это два ярких примера незаконно осужденных невиновных людей, получивших большие сроки заключения. «Эта книга важна, потому что любой человек, который не имеет представления, что у нас сейчас творится с правосудием, может почитать эту книгу, и глазами писателя увидеть, что творится с судебной системой. После таких случаев как с Сутягиным и Муртазалиевой, мне, как адвокату, приходят мысли уйти из профессии - нет смысла этим заниматься, потому что ничего не можешь доказать», - сказала Ставицкая в интервью корреспонденту «Кавказского узла».

Адвокат Владимир Суворов подал по делу Зары Муртазалиевой жалобу в Европейский суд по правам человека в сентябре 2005 года. Как рассказал тогда Суворов корреспонденту "Кавказского узла", при подаче иска в Страсбург создавались всяческие препятствия – в течение месяца он, к примеру, не мог получить доверенность от Муртазалиевой на право подачи иска. На вопрос, верит ли осужденная в справедливое решение Страсбургского суда, ее адвокат ответил: "Надежда умирает последней".

Сейчас представителем Муртазалиевой в Европейском суде в связи с преждевременной смертью Владимира Суворова является сотрудник ПЦ "Мемориала" Кирилл Коротеев.

Российские и чеченские правозащитники ранее неоднократно указывали на нелогичность следствия по делу Муртазалиевой, считая, что дело против нее сфабрикованоРамзан Кадыров, еще будучи премьером Чечни, обещал добиться пересмотра уголовного дела в отношении этой женщины.

Автор: Дмитрий Флорин источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

29 апреля 2024, 12:16

  • Алескер Мамедли возвращен в СИЗО после медобследования

    Состояние здоровья учредителя Toplum TV Алескера Мамедли обследовали в госпитале МВД, а затем вернули его в СИЗО. О результатах медосмотра ни ему, ни его родственникам не сообщили, рассказал его брат Насими Мамедли. Он отметил, что родные будут добиваться перевода Мамедли под домашний арест. Его слова подтвердил адвокат.

29 апреля 2024, 11:25

29 апреля 2024, 10:47

29 апреля 2024, 10:29

29 апреля 2024, 09:48

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей